Безопасность по цене автозаправки: современные инструменты профилактики ДТП

Автор фото: Петр Ковалев
Автор фото: Петр Ковалев

То, что для грузового транспорта хорошо, не всегда подходит пассажирскому: наличие световозвращающей маркировки обязательно для первого в соответствии с техническим регламентом; для второго — это чаще муниципальный эксперимент или социальная кампания, нацеленные на повышение безопасности перевозок.

И дело не в эффективности решения: просто всё, что не обязательно с точки зрения законодательных норм, частный сектор может игнорировать — в том числе, для сохранения узнаваемости и отличительных знаков своих транспортных средств. Чтобы облегчить диалог с перевозчиками, участники круглого стола "Безопасность дорожного движения в тёмное время суток при осуществлении пассажирских перевозок в Ленинградской области" решили выйти с предложением к межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения и Правительству РФ по оснащению пассажирского транспорта контурной маркировкой на законодательном уровне.
Участники встречи дали себе месяц на подготовку инициативы: времени вполне должно хватить, учитывая, что аргументация уже готова. Собственно, для обсуждения базовых вопросов и был проведён круглый стол.
По данным ГИБДД, за 12 месяцев 2020 года с участием водителей автобусов на территории Ленинградской области зарегистрировано 59 случаев ДТП, из них — 14 произошли в тёмное время суток, при отсутствующем освещении. В результате погибло 8 человек, 16 получили ранения различной степени тяжести. Эти сведения доказывают общероссийскую статистику: несмотря на снижение интенсивности трафика в ночные часы, треть аварий — а на территории страны за год их зарегистрировано более 60 тыс. — происходит именно в это время.
Понятно, что особое внимание в рамках контроля за перевозками пассажиров уделяется вопросу безопасности подрастающего поколения. По словам заместителя председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Артёма Огаркова, сегодня на территории региона ежедневно курсирует порядка 390 школьных автобусов. И 22 из них были оснащены световозвращающими лентами в рамках пилотного проекта по внедрению контурной маркировки. Социальная кампания стартовала 1 февраля 2021 года.
Такой инструмент стал эффективным дополнением к перечню мероприятий по профилактике ДТП, проводимых на постоянной основе сотрудниками ГИБДД. Как заметил Артём Огарков, автобус становится более заметным в общем трафике, это на уровне подсознания делает его и более значимым участником движения. При этом, как сообщил технический директор 3М Сергей Дмитрук, с технической точки зрения вопросы, касающиеся световозвращения проработаны во всех деталях, это касается и методов измерения, и принципов работы.
"Решение достаточно простое, в плане стоимости оно не такое дорогое, — добавил Сергей Дмитрук. — Цена сопоставима с одной заправкой пассажирского автобуса. А срок службы — если продукт качественный — порядка 10 лет. В принципе, никакого обслуживания само решение не требует, никаких дополнительных источников питания не нужно. Световозвращающие знаки существуют уже десятки лет: этот рынок достаточно конкурентный, продукт постоянно совершенствуется, что предлагает потребителю широкий выбор".
Эксперт также рассказал, что продолжает развиваться и регулирование в разных странах — постоянно вводятся новые нормы. Видимо, пришла очередь и нашего государства.
"Какой главный барьер для тиражирования этого решения по территории всей страны? — задал участникам круглого стола вопрос генеральный директор экспертного центра "Движение без опасности" Вадим Мельников. — Если это экономика, то напомню, что у нас в рамках всей стратегии обеспечения безопасности дорожного движения, экономический фактор должен быть менее значим, чем фактор безопасности. Плюс стоимость оборудования не колоссальная. Есть экспериментальная база, есть международный опыт — каким может быть алгоритм внедрения? Какой нужен стимул, чтобы перейти от теста к повсеместному применению доказавшего эффективность решения?"
"Обязать и ввести ответственность — всё просто при наличии законных оснований", — кратко ответил заместитель председателя комитета Ленинградской области по транспорту Артём Кузнецов. И предложение по формированию этих оснований стало логичным завершением текущей дискуссии. Одним из участников данного проекта станет депутат Государственной думы, член Комитета по транспорту и строительству Александр Васильев.
В рамках круглого стола чиновник отметил, что нивелировать критическую ситуацию с аварийностью на дорогах и достичь показателя нулевой смертности на дорогах к 2030 году, следуя одному из майских указов президента, применяемый сегодня набор инструментов не поможет. "Надо работать, опережая время, внедряя новые технологии", — добавил Александр Васильев. И решение, принятое в рамках круглого стола, является одним из релевантных ответов на этот запрос.