Похоже, женщины в России пережили кризис за счёт мужчин.
Год назад рынки труда в развитых (и не очень) странах были переформатированы карантинной волной. "Привычный" баланс между работой, досугом и домашними делами был безжалостно разрушен заботами властей о сдерживании эпидемии совершенно средневековыми мерами (разве что больных не запирали в домах и не сжигали их вместе с жильцами, как это делали в Милане в эпоху чёрной смерти).
Приостановка работы стала шоком для большинства российских домохозяйств. Согласно оценкам НИУ ВШЭ, к лету 2020 года карантин ухудшил материальное положение 76% семей. Большим городам, в экономике которых велика доля услуг, пришлось труднее, чем деревням и посёлкам. Среди сельских жителей меньше зарабатывать стали 45%, тогда как среди горожан, включая жителей обеих столиц, заработки снизились у 62% занятых.
Понятно, что на эмоциональном самочувствии людей происходящее сказалось плохо — только в Санкт–Петербурге количество обращений к психиатрам выросло на 30%. Причём среди тех, кто жаловался на депрессию, переживал об ухудшении здоровья и нервничал по поводу семейных конфликтов, три четверти составляли женщины.
А вот это они зря волнуются, неполиткорректно скажут экономисты. Если в развитых странах в результате "карантинного кризиса" на рынке труда хуже пришлось женщинам, чем мужчинам, то в России всё было наоборот.
По данным опросов, организованных Центром трудовых исследований и Дирекцией по экспертно–аналитической работе НИУ ВШЭ, локдаун "сильно ухудшил" положение 59% мужчин и 50% женщин. В пользу слабого пола сработал и перевод предприятий на дистанционный режим работы — меньше всего пострадали те рабочие места, на которых можно было трудиться онлайн.
А в России дистанционка носила "гендерный характер": если среди женщин в этом режиме работало 26%, то среди мужчин — только 17%. Здесь женщин выручило хорошее образование — большая часть "женской занятости" приходится на сектор так называемых "беловоротничковых профессий", где возможностей для удалённой работы было больше. Кроме того, больше женщин оказалось в медицине, соцобслуживании, образовании, общественном транспорте, торговле едой, то есть в "жизненно важных отраслях", занятость в которых почти не сокращалась в карантин. В пользу женщин оказалось и их доминирование на невысоких должностях в государственном и муниципальном секторах — их "бюджетные зарплаты" не сокращались.
Означает ли это, что на российском рынке труда с точки зрения гендерного равноправия всё в порядке?
Нет, там "всё сложно", причём для мужчин.
Разрыв в заработках между мужчинами и женщинами в России никуда не исчез, так же как и "стеклянный потолок карьеры", в который, бывает, упираются даже самые энергичные и талантливые дамы. Да и та же удалённая работа для женщин оказалась более тяжёлым испытанием, чем для мужчин, — никто не освобождал барышень от домашнего хозяйства и заботы о детях, даже если формально они были заняты полный рабочий день. Совмещение офиса, кухни и детского сада на нескольких квадратных метрах — то ещё испытание.
Кроме того, социологов крайне беспокоит так называемый "штраф за материнство" — разница в уровнях заработной платы у женщин с детьми и бездетных женщин, которая не объясняется другими их социально–демографическими характеристиками. В России этот разрыв оценивается в интервале от 4,1 до 6,5%.
Но как женщины компенсируют это разрыв, подумали экономисты. Что если низкие доходы мамы компенсируются высокими доходами папы, этакой премией за отцовство?
Бинго! Сравнив средние зарплаты мужчин с детьми и без детей в России, исследователи НИУ ВШЭ выяснили, что первые в среднем на 25% выше вторых. Ничего себе разница!
Так, может быть, это рождение ребёнка так мотивирует мужчину к усердному труду на благо семьи?
Нет, скажут авторы первого в России исследования "Отцы и дети: “премия” за отцовство на российском рынке труда", обывательская гипотеза о растущем трудолюбии заботливых отцов не подтверждается объективными данными. В данном случае мы имеем дело с "феноменом отбора со стороны женщин", которые изначально ориентированы завести семью с мужчинами, способными оплачивать все расходы.
Звучит огорчительно для мужчин, но экономику не обманешь — женщины получают столько, сколько им нужно. А с кого они получат эти деньги — с работодателя или с мужа, им, в общем, всё равно.