"Снега больше не будет": фильм о неуловимости счастья

Автор фото: PrtScr/youtube.com
Кадр из фильма "Снега больше не будет".

Режиссёры – Малгожата Шумовская, Михал Энглерт.

Главный герой Женя — массажист, его клиенты — жители закрытого коттеджного посёлка (дело происходит в современной Польше). У здешних обитателей есть всё, о чём большинство только мечтает, но им не хватает счастья. Помимо того что личный массажист — признак респектабельности, клиенты, сами, возможно, того не осознавая, ждут от нашего героя чего–то большего. Волшебства, что ли… невозможного… И жители не ошибаются, как ни странно.
Женя этот (Алек Утгофф) — тоже человек весьма непростой. Мигрант с Украины, родившийся недалеко от Чернобыля, он от рождения обладает некими сверхспособностями. Впрочем, кто он на самом деле и зачем тут появился — этого мы не знаем. Возможно, он и сам не знает. Своими способностями Женя не пользуется в корыстных целях, для получения выгоды (ну разве что в безвыходной ситуации, при общении с чиновниками); когда очередной его клиент засыпает под воздействием гипноза, Женя просто подолгу смотрит в окно — наблюдая за жизнью вокруг.
Фильм был задуман как критика элит, новой буржуазии, и нашему зрителю это, конечно, придётся по сердцу — что на Западе, в Польше, богатые тоже сходят с ума.
"Богатые страдают, а бедные пусть и живут небогато, зато как–то вот сохраняют смысл жизни" — эта искусственная, популистская, прямо скажем, схема часто появляется и в российском кино, хотя и в более топорном исполнении. Но спросим себя: разве жители закрытого посёлка так уж несчастливы?.. С учётом нынешней эпидемии они небось ещё и в гораздо более комфортном положении оказались, чем многие из нас. Словом, некоторая искусственность сюжетной конструкции саму себя тут разоблачает. Но, поскольку всё же это сделано талантливыми авторами, фильм получился совершенно о другом — вопреки даже их желанию.
Получилась вещь о неуловимости счастья. В детстве состояние счастья не требует от нас специальных усилий, оно возникает само. Значит, размышляет Женя, нужно просто вернуть человека в состояние детства. Его метод не то чтобы оригинален: в каждом взрослом клиенте он ищет ребёнка. И — находит. Ещё этот фильм — о жизненной энергии. Всем героям тут срочно требуется "прилив энергии", большинство хочет его просто "купить" — за счёт хорошего физического состояния.
Но жизнь так странно устроена, что кроме физического здоровья человеку необходимо ещё здоровье психологическое. А оно, в свою очередь, невозможно без мечты, причём желательно недостижимой и возвышенной. Большинство людей этого или не могут представить — или давно растеряли свои недостижимые мечты. Поэтому наши герои в тупике: вроде бы все нормативы выполнены, все витамины посчитаны и калории, а всё равно — не то. Без стремления к совершенству человек сужается, портится и старится без объективной причины; может быть, Женя напоминает нам всем именно об этом?
…Звучат Шопен и Рахманинов, а финал вообще ставит в тупик. Дело в том, что герой в конце бесследно исчезает. Может быть, его, в сущности, и не было? Или он, полностью отдав всю свою энергию другим, просто растворился в воздухе? Размышление об этом, надеется автор, добавит вам тех самых, необходимых для хорошего физического самочувствия, размышлений — о непостижимом, возвышенном, нематериальном.