На волне популярности Clubhouse голосовые чаты появились в Telegram и Twitter, а значит скоро появятся и в Facebook. В Петербурге первыми поговорить с народом напрямую решились цифровой и культурный заместитель Александра Беглова. Появление самого губернатора в комнате могло бы вызвать ажиотаж, а значит стать подспорьем в укреплении позиций власти. Что стало с русским Clubhouse и как он поможет чиновникам — в материале "Делового Петербурга".
Волну интереса к голосовым соцсетям, спровоцированную американской Clubhouse, поддержали Telegram и Twitter. В мессенджере Павла Дурова в феврале появилась опция создания чатов с инвайтами, в которых разрешено только голосовое общение. При этом в комнатах могут собираться до 200 тыс. участников против 5 тыс. в Clubhouse. Twitter в феврале также начал тестировать голосовые чаты Spaces на базе некогда популярного сервиса Periscope. Особенность Spaces — пользователи (а не модераторы) могут жаловаться и блокировать других пользователей.
Примечательно, что Alpha Exploration Co запустила Clubhouse ещё весной 2020 года, однако внимание к соцсети уже в этом году стало таким пристальным после регистрации в ней вездесущего Илона Маска (дал интервью клубу Good Time) и Марка Цукерберга. Последний, по данным The New York Times, уже поручил команде Facebook сделать Firesidе, клон Clubhouse.
Между тем, общаться голосом по интересам в условной "комнате" с модераторами, но без "инвайтов-масков-цукербергов" и на любом гаджете (не только Apple, но петербургский разработчик уже решил эту проблему) можно с 2015 года в Discord. Его аудитория в прошлом году — 250 млн участников (против 1,2 млн Clubhouse), 56 млн ежемесячно.
Ключевой особенностью Clubhouse на данном этапе развития соцсети видится именно привлечение актуальных ньюсмейкеров, активно продвигающих на этой платформе собственные идеи и бренды. В США в комнаты людей привели комик Кевин Харт, рэпер Дрейк и писательница Тиффани Хаддиш, в Германии — ведущие подкастов Филипп Клёкнер и Филипп Глеклер. В России взлёт платформы связывают в частности, с блогером Ильей Варламовым, банкиром Олегом Тиньковым, маркетологом Ксенией Дукалис, а также топами it-компаний, о чём ранее писал ДП.
В Петербурге спикерами в Clubhouse неожиданно стали новые вице-губернаторы: "цифровой" Станислав Казарин и Борис Пиотровский (культура и спорт), Олег Эргашев (здравоохранение) пока только зарегистрировался. Пиотровский в прямом эфире несколько часов отвечал на вопросы горожан, современных художников, галеристов и журналистов. Казарин в комнате "ДП" рассказал о ключевом проекте своего комитета, экосистеме городских сервисов. Первые пять запустят в мае, они будут не только предоставлять обычные госуслуги, но и развивать социальные роли, например, "Я — родитель", "Я — водитель", "Я — пассажир", "Мой питомец", "Я здесь живу".
Опрошенные ДП политологи и аналитики уверены, что появление в комнатах "человеческого" губернатора, вице-премьера или президента стало бы заметным событием не только в медийной повестке, но и в политическом дискурсе. Однако пока диалог с градоначальником доступен в соцсетях исключительно в комментариях чиновников на странице Беглова "ВКонтакте".
Модератор за 300
Впрочем, губернатору, чиновникам и депутатам стоит поспешить, пока интерес к очередной соцсети не схлынул. Как подсчитали в AppAnnie, к середине февраля приложение Clubhouse скачали 137 тыс. пользователей из России, что по меркам других соцсетей и мессенджеров близко к статистической погрешности. Дальше — меньше, считают опрошенные ДП аналитики.
Так, Алексей Никушин, аналитик в сфере интернет-технологий и автор telegram-канала "Интернет-аналитика" (организатор и модератор встреч в Clubhouse) оценивает число активных пользователей в диапазоне 100–150 тыс. пользователей. При этом их активность снижается и в ближайшие несколько месяцев будет отток подписчиков даже у топовых лидеров мнений, которые вынуждены сохранят активность в основных соцсетях.
"Спикерам скоро это надоест и в итоге останется пул тех людей, которым действительно есть что сказать в комнатах. Останутся ещё и закрытые комнаты, переговорки внутри компаний в комнатах Clubhouse", — предположил аналитик. По его мнению, уже сейчас ажиотаж сменился рутиной.
"Если первые две недели это было хайпово, приходили топовые люди, селебрити, которые шли на волне интереса вслед за своими американскими коллегами, то сейчас это превратилось в полный разброд и шатание. Это сотни комнат, в которых может происходить всё, что угодно: чемпионаты по анекдотам, соревнования по виртуозному мату, кто-то пытается продавать, обучать, где-то вместе молчат или просто накручивают себе число фолловеров", — рассказывает Никушин.
Популярности не добавляют и проблемы с приватностью — разговоры хранятся на серверах в Китае, формально для модерации запрещённого контента, добавляет эксперт. По его мнению, использовать Clubhouse для продвижения в политике вряд ли будут. "Пока в соцсети нет верификации, невозможно подтвердить заявление спикера. Уже был прецедент с кейсом про Аллу Пугачёву, которая оказалась фейком. Сейчас комнаты в Clubhouse — раздолье для пранкеров. Да и сами высказывания первых лиц остаются мнением на уровне "кто-то что-то сказал", это не инсайды, а просто разговоры", — констатирует аналитик.
Несмотря на то, что соцсеть работает недавно, там уже появилось свое коммьюнити модераторов, свод правил и этики, возражает основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская (активный пользователь Clubhouse). Она напоминает, что каждая комната, где ведутся важные беседы модерируется, очень легко "забанить" и выгнать человека из комнаты.
Микрофон нужно ещё суметь дождаться, без приглашения модератора не высказаться, подчёркивает эксперт. К тому же многие предприниматели идут с совместными комнатами и командой модераторов, включая технических специалистов и конферансье.
"Уже есть модераторы, которые берут скромные 1 тыс. рублей за час, есть и те, кто просит от 300 евро. Это значит, есть спрос на их услуги. Продажников, инфобизнеса и маркетинга в русском Clubhouse довольно много, но они и презентуются в своих комнатах. Троллей нещадно удаляют, достаточно испортить одну встречу, чтобы вылететь. К тому же соцсеть исключает анонимность, номер привязывается к личному телефону, все участники — по инвайтам", — говорит она.
По мнению Полонской, Clubhouse — удобный инструмент для нетворкинга, полезных связей. "Это также восстановление старых контактов, возможность напомнить о себе, из Clubhouse перетекает трафик в другие соцсети. К тому же это повод для знакомства, для активных пользователей, которые с помощью этой соцсети укрепляют личный бренд", — считает маркетолог.
Марк Шерман, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency, добавляет, что Clubhouse можно использовать прежде всего потому, что там можно собирать десятки тысяч человек. В теории они могут находиться в разных комнатах, объединённых одной тематикой, названиями, экспертами. А мнения спикеров — возможность монетизации.
"Если люди не устанут от многочасовых обсуждений и Clubhouse останется такой же востребованной площадкой, то туда точно пойдут бюджеты. Деньги идут на все площадки, где есть большая аудитория. На Clubhouse есть вдумчивая публика, поэтому в том или ином объёме пойдёт монетизация политических тем, особенно перед выборами. Мы уже видим, что деньги пришли в TikTok, Twitter и Clubhouse точно не станет исключением", — считает Шерман.
Свита играет короля
Очевидно, что власти новая площадка необходима, но кто же возьмёт на себя роль лидера мнений. Инна Ветренко, доктор политических наук, профессор СЗИУ РАНХиГС считает, что для таких голосовых соцсетей, где спикер говорит в прямом эфире, будут готовить ораторов, владеющих не только риторикой, но и психологическими приёмами, которые позволяют остаться в дискуссии одновременно сдержанными и конструктивными, отвечая на "неудобные вопросы". "Если губернатор всё же появится в комнате Clubhouse, то это будет не партнёрское общение, это будет выступление с трибуны — понятный и удобный для власти формат", — считает политолог.
Появления в комнатах можно ожидать именно от тех, кто ведёт себя как политик, подчёркивает Леонид Давыдов, автор telegram-канала "Давыдов индекс". "Эти люди не бояться аудитории. И именно для них Clubhouse может быть полезным форматом. Если же комнаты будут заорганизованы так же, как и другие медиа то и результат будет такой же. Вопрос не в том появятся ли в комнатах Беглов или Макаров, а в том какой стиль общения они изберут", — считает он.
По мнению политолога, мы увидим попытки использования новой голосовой сети среди кандидатов в депутаты весной. "Скорее участие в модном ресурсе будет добавлять краски кандидатам, сообщать им признаки современности", — поясняет Давыдов.
В России на уровне Кремля и губернаторской власти популярных спикеров ждать не стоит, констатирует Ольга Дегтярева, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций СЗИУ РАНХиГС, кандидат политических наук. Она отмечает, что показателен пример Дональда Трампа или Владимира Зеленского, победивших на выборах и завоевавших электорат при помощи соцсетей, но с их же подачи утративших влияние.
"Но создавать прецеденты необходимо, потому Песков ответил на приглашение Маска в Clubhouse. Сейчас формируется новое общество с участием самого широкого спектра социальных групп. Это цифровое общество, со своим языком, стилем общения. Это понимает власть, но её ценности расходятся с идеей глобализма в этом самом цифровом обществе. Потому и возникает кризис избирательной системы и выборной демократии как таковой", — считает она.
Такие инструменты как Clubhouse, по мнению Дегтяревой, становятся возможностью для политиков нового поколения. "И они уже способны разговаривать с малыми группами, меньшинствами всех типов. Было бы прекрасно, если бы губернатор Петербурга также попытался выйти на такой диалог, оказался бы, например, в "молчаливой комнате", в комнате для релакса, продемонстрировал обычные человеческие качества. Это дало бы надежду на сглаживание разрыва между властью и электоратом. Сам факт неформального общения и юмор изменил бы отношение граждан к чиновникам", — уверена политолог.
При этом стоит помнить, что "свято место пусто не бывает" и вместо политиков и губернаторов от власти в "комнатах" Clubhouse будут лидеры мнений и политики новой волны, тот же Алексей Навальный, подчёркивает она. "Губернатору в этих условиях стоило бы уповать на своих спикеров, самых активных и ярких, в этом случае "свита играет короля". У Петербурга есть козырь — ценность места, значение города как культурной столицы, от имени которой может говорить региональная власть", — напоминает доцент СЗИУ РАНХиГС.