Вузы после пандемии: удалёнка уже не пугает

Автор фото: Сергей Коньков

Перевод образовательного процесса в онлайн на фоне пандемии стал своеобразным вызовом для многих вузов. Тем не менее, этот опыт способен заметно изменить рынок образования к лучшему, став стимулом к развитию конкуренции и повышению качества образовательных услуг.

В этом солидарны как представители учебных заведений, так и эксперты IT-рынка. "Система образования трансформируется уже больше 20-ти лет, и сегодня цифровизацию просто невозможно игнорировать, — утверждает руководитель отдела по работе с системой образования компании Softline в СЗФО Алексей Щербаков. — Весной прошлого года большинству вузов пришлось экстренно перестраивать режим работы, и те, кто до этого момента не развивал онлайн-направления, были вынуждены "латать дыры" в IT-инфраструктуре, обеспечивая техническую возможность для дистанционного взаимодействия между студентами и преподавателями. Осенью в Правительстве даже разработали систему грантов для помощи таким образовательным учреждениям".
Самые "продвинутые" университеты справились самостоятельно, но и им было непросто, так как все работы по усилению IT-инфраструктуры необходимо было провести в максимально сжатые сроки. В частности, руководство РГПУ им. А. И. Герцена решило перенести системы электронной информационно-образовательной среды вуза на высокопроизводительное серверное оборудование, закупить мультимедийные комплекты для проведения занятий в дистанционном и смешанном форматах, записать электронные учебные курсы с видеолекциями по базовым дисциплинам для основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, а также запустить интернет-ресурсы с полезной информацией образовательного, правового, организационного характера и мер социальной поддержки для студентов.
Сложности перехода
По словам начальника управления информатизации РГПУ им. А. И. Герцена Дмитрия Белобородова, при грамотном подходе к организации процесса, удалёнка оказывается не такой пугающей, как это представлялось вначале. А вот развитие гибридной модели обучения на перспективу, по его словам, потребует существенных вложений: для качественной организации этого процесса требуется масштабное переоборудование аудиторий.
"Цифровизация даёт новые инструменты для развития образовательного процесса. Сегодня наша основная задача — научиться правильно пользоваться этими инструментами, внести изменения в инфраструктуру, собственные нормативные акты. — уточняет Дмитрий Белобородов. — Задача эта очень интересная и как никогда актуальная, и я очень рад, что такие перспективы развития информатизации вуза сейчас стали возможны. При этом стоит понимать, что применение "умных" технологий в образовательном процессе неразрывно связано с изменениями в его организации, что неизбежно нарушит сложившийся порядок вещей. Кроме того, изменяется существующая модель угроз информационной безопасности, на первое место выходит вопрос обеспечения безопасности электронно-образовательной среды университета".
Ещё одна сложность, по мнению Алексея Щербакова, связана с решением вопроса проведения в дистанционном формате сессионных и иных испытаний. Университеты активно внедряют системы прокторинга, которые удалённо контролируют поведение учащихся во время написания теста или сдачи экзамена, а также аналитические системы для обработки полученных результатов. Тем не менее, в первые несколько лет работы в новой парадигме статистические погрешности неизбежны, стоит вспомнить как долго дорабатывалась система ЕГЭ, — и студенты, и сами экзаменаторы пока привыкают работать в новой модели.
Работа на перспективу
В выигрышном положении оказались прежде всего те вузы, которые активно развивали направление дополнительных образовательных услуг — повышение квалификации, переподготовка. Эти направления, как правило, имеют дистанционный формат обучения и дают стимул к развитию онлайн-платформ и созданию мультимедийного контента, что позволяет привлекать студентов из разных городов. В итоге, таким учебным заведениям оказалось куда проще перевести на электронные рельсы весь учебный процесс — оставалось только подготовить к работе в новом формате саму аудиторию.
Сегодня ясно, что удалёнка с нами надолго: это удобный инструмент, который можно и нужно использовать. "По прогнозам экспертов Softline, активное развитие дистанционного формата обучения существенно повысит конкуренцию на рынке образовательных услуг. Отсутствие привязки к конкретной территории позволит студентам подавать документы в любой вуз страны. Это неизбежно подстегнёт университеты к развитию", — резюмирует Алексей Щербаков.