Рейтинг труда — 2021

Как хорошо известно нашим читателям, "ДП" не ходит проторенными тропами и вообще лёгких путей не ищет. Рынок труда — сфера очень динамичная, чувствительная к внешним условиям. Да и внутренняя её жизнь тоже весьма насыщенна. В прошлом году мы выпустили Рейтинг рекрутинговых компаний (см. "ДП" № 26’2020), где внимательно рассматривали годовую динамику их выручки. Это показатель, безусловно, весьма говорящий. Но не менее любопытно, какой доход имеют собственники кадровых фирм. В таблице вы обнаружите колонку "Норма чистой прибыли", выраженную в процентах. Она отражает доходность той или иной компании — какую долю выручки владелец получает "чистыми", и, выходит, это отражает эффективность управления компанией. Можно заметить, что некоторые юрлица смогли за год существенно нарастить выручку, а доходность при этом пошла в минус. Это говорит о том, что свои услуги они продавали больше и дороже, но непредвиденные расходы в итоге "съели" всё заработанное.
В последние годы в Петербурге отмечался стабильный рост интереса к рабочим–вахтовикам, которые требовались на промышленных предприятиях. Спрос на смышлёных "синих воротничков" немалый, однако они не всегда находятся в зоне досягаемости и в нужном количестве. Вахтовый метод решает сразу несколько проблем — помогает набрать команду на тот или иной объект быстро, подобрать нужные кадры из любой части страны. То же самое и с крюингом — в рейтинге представлены компании, которые помогают набирать штат работников на корабли. Есть спрос в городе на Неве и на домашний персонал: его услуги стоят недешёво, зато избавляют от бытовых хлопот состоятельных и страшно занятых горожан.
Конечно, ушедший 2020–й перевернул реальность и в кадровой сфере. На первой полосе приложения мы обозначили, какие новации он принёс, — а далее непосредственные участники процесса спрогнозировали развитие рынка труда в нынешнем году. Власти Петербурга и Ленобласти рассказали, как коронакризис повлиял на кадровую обстановку в обоих регионах, а руководители рекрутинговых компаний поделились, как теперь им (и нам всем) с этим жить.
А ещё "ДП" разобрался, что же за зверь такой — производительность труда, — о которой то и дело кричат заголовки СМИ и важно рассказывают чиновники. Авторы посчитали, насколько же эффективны сотрудники крупнейших предприятий Петербурга. Вопрос, осмыслявшийся в томах Маркса, Энгельса и Ленина, актуален и в наши дни. Так, опрошенные эксперты рассуждают о нём с позиций современных реалий и разрушают миф о том, что производительность труда равна технологичности производства.
По оценкам наших с НИУ ВШЭ совместных исследований, дополнительная безработица, вызванная пандемией, сейчас составляет 36 тысяч человек, что близко к количеству получателей пособия. В коронакризис произошла легализация граждан, которые не регистрировали свой статус безработных. Благодаря дополнительным выплатам и повышению пособия 100 тысяч человек встали на учёт в центре занятости. Сейчас эта поддержка закончилась, но многие люди всё ещё остаются на учёте. Они поняли, что положение безработного может быть полезно, поскольку в городе есть доплаты и компенсации для жителей с низким доходом и официальный статус позволяет ими воспользоваться. Из проявившихся проблем можно назвать недостаточность защиты на случай потери дохода индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Частично она была решена: ИП 3 месяца получали пособие по безработице и доплаты на детей, но нужны системные решения. Например, страховые пакеты для этих категорий на случай потери дохода, длительной нетрудоспособности и т. д. Работодатели в целом стремились сохранить персонал. Кроме дополнительных выплат к пособию по безработице были организованы общественные работы с компенсацией части зарплаты временных сотрудников. Рабочие места создали 78 работодателей. Часть людей, которые были заняты на таких работах, получили предложение остаться в компаниях на постоянной основе. Некоторые работодатели нам высказывали претензии к мерам поддержки, притом что большая часть их штатов работала "всерую". При легальном рынке и продуманном механизме, который позволяет сохранять нормальный доход сотрудникам при простое или увольнении, ситуация изменится. Сейчас уволить персонал крайне трудно, поэтому в статистике появляется задолженность по заработной плате. В тени тоже есть долги, но мы их не видим. От такого положения страдают самые незащищённые — те, кто работает "вчёрную". Они не имеют возможности отстоять свои права через суд, но у нас в стране не очень развита эта традиция. Коронакризис — время появления новых нормальностей в сфере занятости. Наше общество впервые приняло решение пожертвовать интересами экономики ради сохранения жизни и здоровья. Кризис смёл целый ряд блоков, которые мешали пониманию и развитию рынка труда. Много лет велись дискуссии про введение электронного кадрового делопроизводства, а в сложившейся ситуации удалось многие подобные вещи очень быстро опробовать и развернуть. Из Петербурга произошёл отток мигрантов за рубеж и в другие регионы. Дистанционная занятость из эпизодического явления стала массовым.
Дмитрий Чернейко
председатель комитета по труду и занятости населения Санкт–Петербурга
В 2020 году работодатели актуализировали потребность в работниках, количество трудоустроенных граждан ежемесячно увеличивалось в разы. В то же время число граждан, обратившихся в службу занятости, снижалось. Всего в прошлом году служба занятости трудоустроила 23 тыс. человек. Наиболее востребованными были представители социальной сферы и медицины. Наибольшую потребность в кадрах испытывала строительная сфера — 5 тыс. человек (23%), затем область социального обеспечения — 2,8 тыс. человек (13%) и транспортировки и хранения — 1,5 тыс. человек (7%), работодатели из сферы сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства — 1,4 тыс. человек (6%). Требовались и работники здравоохранения и социальных услуг — 1,2 тысячи вакансий (6%). С апреля 2020 года в Ленинградской области, как и во всей России, был отмечен резкий рост численности безработных. Это объяснялось введением ограничительных мер в организациях из–за угрозы распространения коронавируса. Этому способствовала и упрощённая процедура постановки на биржу труда. Численность безработных увеличилась в 8 раз (до 31,1 тыс. человек), безработица увеличилась с 0,36 до 3,22%. Количество граждан, обратившихся в службу занятости в период с апреля по конец декабря 2020 года, составило 66 тыс. человек. Больше всего уволили сотрудников торговых предприятий и обрабатывающих производств. По данным компаний, с апреля по июнь наблюдался рост количества сотрудников на удалённом режиме — до 3,3 тыс. человек. В дальнейшем наблюдалась тенденция к уменьшению количества сотрудников, работающих удалённо. Совместно с Государственной инспекцией труда в Ленобласти был выработан план недопущения ухудшения условий труда работников региона. В ежедневном режиме проводился мониторинг. Были случаи, когда сотрудники комитета получали информацию из социальных сетей о возможных случаях нарушения трудового законодательства в части оплаты труда. В течение суток они связывались с работодателем, чтобы выяснить все обстоятельства. Если подтверждались нарушения со стороны работодателя, информацию оперативно передавали в трудовую инспекцию для проведения контрольно–надзорных мероприятий. Переток кадров из одной сферы в другую не предвидится. Наибольший спрос на кадры наблюдался в компаниях обрабатывающего производства, строительства, торговли — как в допандемический период, так и в период режима повышенной готовности, и в настоящее время.
Алла Астратова
председатель комитета по труду и занятости населения Ленинградской области
Все сотрудники, которые научились работать на удалёнке, не хотят возвращаться к обычному режиму. За счёт работы из дома у людей появилось больше возможностей проводить досуг — не уезжая далеко от места проживания. Это подстегнуло малый бизнес к развитию не в центре города, где раньше концентрировалась основная людская масса, а в спальных районах. Ещё одна характерная черта на кадровом рынке — работодатели могут нанимать сотрудников по всей стране. И специалист, например, работая в Самаре и получая московскую зарплату, будет всем доволен. А недовольны будут ответственные за региональные бюджеты: такая ситуация может уменьшить собираемость налогов с доходов. Прошлый год также показал, что инструменты контроля за "удалёнщиками" не работают. Те, кого надо было контролировать в офисе, стали работать хуже. Кому хватает самодисциплины — у тех эффективность не изменилась. Так работодатели пришли к выводу, что нужно смотреть не на процесс, а на результат. Этот подход помог выявить тех, кто приходил в офис и отбывал положенное время 5 дней в неделю, и таким образом оптимизировать штат. Трудности с поиском работы возникнут у тех, кто не готов работать на результат, а просто привык сидеть в офисе за зарплату. Они будут искать себе места с прежними условиями, но зарплату им предложат существенно ниже. Однако есть другой вариант — взять на обслуживание несколько компаний, и, работая на каждую, грубо говоря, по часу в день, можно в сумме получать гораздо большие деньги, чем за 8–часовой день в одной компании. Такой же подход может быть хорош для начинающих специалистов — проходя практику в нескольких местах одновременно, проще понять, что нравится, и выбрать конкретную компанию, в которой молодой сотрудник будет работать.
Алексей Захаров
основатель SuperJob
Многие компании среагировали на уход в онлайн всех потребителей и запустили или усилили свои департаменты электронной коммерции. Это дало серьёзный прирост вакансий как в области IT и диджитал–коммерции и маркетинга, так и в сфере доставки, складской логистики и комплектации заказов. Компании начали нанимать людей по всей стране, так как теперь вопрос переезда был снят с повестки дня по многим вакансиям. Таким образом, онлайн–коммуникация почти во всех областях жизни стала новым вызовом для HR–служб. И если говорить о цифровизации HR, то она, пожалуй, только началась, что даёт огромный потенциал для развития сферы и возникновения новых профессий. В 2020 году треть опрошенных нами компаний начала автоматизировать рекрутмент, а более чем у половины к концу 2020 года он уже был частично автоматизирован. Например, внедрение чат–ботов в процесс будет только набирать обороты. По данным нашего исследования рынка труда 2019 года, 63% соискателей встречались во время поиска работы со средствами автоматизации рекрутмента. 59% хотя бы раз проходили видеоинтервью, 6% соискателей общались с чат–ботом онлайн, 5% — с роботом–рекрутером по телефону, и ещё 14% сталкивались с применением других инструментов. В области подбора всё самое интересное и актуальное теперь происходит в онлайн–пространстве. Так, инструменты диджитал–маркетинга вовсю внедряются в рекламные кампании по найму сотрудников. Помимо того, в фокусе внимания компаний продолжает находиться бренд работодателя, так как сотрудники всё чаще подходят к выбору места работы исходя из своих ценностей.
Татьяна Мартюшева
руководитель офиса Antal Russia в Санкт–Петербурге