Цифровые ТЦ: правила онлайн-торговли будут диктовать гиганты

Автор фото: GoodsMarketplace / Facebook

Удвоившийся за счёт пандемии рынок интернет-торговли вступил в фазу консолидации. Очередным крупным игроком на нём намерен стать "Сбер". Мелким интернет-магазинам придётся закрываться или уходить на крупные маркет-плейсы, которые будут диктовать им свои правила.

"Сбер" станет крупнейшим акционером компании goods.ru с долей 85%, говорится в сообщении "Сбера". Сообщается, что в первой половине 2021 года будет подписано соглашение с нынешними акционерами компании — группой "М.Видео-Эльдорадо" и президентом "М.Видео"Александром Тынкованом. Они получат по итогам сделки 10% и 5%, соответственно.
По данным Data Insight, в 2019 году (рейтинг за 2020 год ещё не сформирован) сайт goods.ru находился на 26-м месте среди российских интернет-магазинов и агрегаторов по объёму продаж с долей рынка около полпроцента. В "Сбере" заявляют, что намерены сделать goods.ru одним из ключевых игроков на рынке e-commerce в России. Этого планируется достичь за счёт синергии с такими сервисами, как "СберЛогистика", "СберМаркет", "Сбер Еаптека", "Самокат".
Ранее на рынок интернет-торговли вышел ещё один гигант цифровых технологий — Mail.ru Group. Осенью 2019 года компания стала участником СП AliExpress Россия. В 2020 году крупнейшим событием на этом рынке стало IPO компании Ozon, в ходе которого удалось привлечь 1,2 млрд долларов.
Пандемия коронавируса дала значительный толчок развитию российского рынка интернет-торговли. За 2020 год его объём увеличился больше чем в два раза, приблизившись к 3 млрд рублей, рассказали dp.ru в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Доля покупок в онлайне в общем объеме розничных продаж впервые перешагнула рубеж 10%. Число онлайн-заказов в 2020 году выросло в полтора раза, сообщал в ноябре "Сбербанк".
Три месяца карантина привели в онлайн не менее 10 млн новых покупателей, подсчитали в Data Insight. В ближайшие пять лет факторы кризиса дополнительно принесут в онлайн-продажи 1,6 трлн рублей, полагают в агентстве.
"Крупнейшие игроки сегодня растут, конечно, быстрее рынка, причём существенно", — комментирует партнёр Data Insight Фёдор Вирин. "В этом смысле они, конечно, быстро наращивают свою долю на рынке, "отъедая" её у средних (в большей степени) и мелких магазинов. Мелкие магазины либо закрываются, либо становятся продавцами на маркетплейсе", — отметил эксперт.
Лидер российского рынка интернет-торговли Wildberries по итогам 2020 года увеличил оборот на 96% до 437,2 млрд рублей, сообщили dp.ru в пресс-службе онлайн-ритейлера.
"Глобально интернет-торговля требует достаточно серьёзных финансовых инвестиций в логистическую и IT инфраструктуры. Поэтому консолидация, безусловно, продолжится, и этот процесс происходит на всех рынках развитых стран", — считает президент АКИТ Артём Соколов.
На этом фоне поставщики товаров попадают в зависимость от условий работы с крупнейшими маркетплейсами. Так, например "Яндекс маркет" накануне заявил, что предложения магазинов, которые подключены к логистическим и платежным технологиям "Яндекса" получат преимущество в поисковой выдаче.
"Ключевую роль в бизнесе маркетплейсов занимают услуги, которые они оказывают поставщикам — маркетинговая поддержка, аналитика, привлечение трафика, удобный для пользователей поиск продукции, логистические сервисы и прочее. При этом у поставщика всегда есть возможность определить канал для реализации своей продукции, сравнить и выбрать, исходя из условий подходящую для себя площадку, либо создать свой интернет-магазин, либо разместиться в социальных сетях, либо сотрудничать с омниканальными компаниями", — говорит Артём Соколов.