Просвещать и усложнять: бизнес раскритиковал регулирование научпопа

Автор фото: vostock-photo
Забота о подрастающем поколении порой приобретает странные формы

Петербургские предприниматели, занимающиеся научпопом, боятся потерять доход.

Поправки в федеральный закон "Об образовании" наделали немало шума. Хотя формально они всего лишь закрепляют в нём понятие "просветительская деятельность".
"Это фактически все виды внеучебного образовательного процесса, которые под регулирование закона прежде не попадали. Образовательные организации могли самостоятельно решать, какие просветительские мероприятия и в каком формате они хотят проводить. Закон устанавливал требования лишь к реализации образовательных программ", — поясняет руководитель аппарата ректора Европейского университета в Петербурге Алла Самолётова.

От вуза до youtube

Так как законопроект прошёл только первое чтение (второе ожидается в начале февраля), неясно, как он будет работать в окончательном виде. Эксперты расходятся во мнениях относительно того, кто именно попадёт под его действие.
Управляющий партнёр, директор по бизнес–развитию школы Skyeng Александр Ларьяновский считает, что новый закон сильно затормозит развитие отрасли.
"В текущей версии законопроекта нет информации о том, как будет происходить согласование образовательной программы, и мы можем лишь гадать, как этот процесс будут регламентировать будущие подзаконные акты. Если думать в логике властей, то задача такого закона вполне понятна — необходимо оградить “неокрепшие умы детей” от всего “плохого” и “опасного”. Очень похоже, что проект задумывался как возможность запретить оппозиционным политикам и организациям учить людей. Создавая его, они не думали о том, каким секторам бизнеса это может навредить. Поэтому мы пытаемся выйти на законодателей с просьбой привлечь нас и других крупных игроков для экспертизы с целью уточнения формулировок. Пока безрезультатно, но мы продолжаем пытаться", — комментирует он.
"Просветительская деятельность в законе трактуется максимально широко (обмен знаниями), так что, по идее, коснётся всех, кто имеет к этому отношение. Эти поправки могут сильно усложнить жизнь энтузиастам, занимающимся просвещением “в свободное от работы время”. Я имею в виду бюрократизацию — необходимость получать какие–то разрешения, согласовывать тексты и т. п. Где взять время, силы, людей на всё это? А ведь среди энтузиастов — наиболее яркие, заметные представители российского научпопа", — убеждён создатель и редактор научно–просветительского проекта "Антропогенез.ру" Александр Соколов.
Алла Самолётова с этим мнением не согласна: "Владельцу научно–популярного Youtube–канала не нужно согласовывать свою деятельность с государственными инстанциями. Владелец Youtube–канала не является субъектом в рамках закона об образовании, он не осуществляет образовательную деятельность как основную или дополнительную, у него нет лицензии на её ведение. Он занимается просветительством, не связанным образовательным циклом".
"Речь идёт обо всех, кто даже не связан со школой или вузом, например популяризаторы науки или те, кто организует научные фестивали. Все попадают под необходимость согласовывать действия. То же касается любых лекций, на которых человек, увлекаясь астрофизикой, но работая при этом не в вузе, будет делиться информацией со своей аудиторией, тренингов, мастер–классов, программ и т. д. Аудитория намного шире. Это напрямую следует из текста проекта и пояснительной записки", — комментирует адвокат Мария Архипова (Баст).

Не то регулируют

Тех, для кого просветительская деятельность не просто веление души, а бизнес, естественно, волнует, не лишит ли их новое госрегулирование источника дохода.
"Сейчас в России активно развивается рынок допобразования для детей, с каждым годом он становится более конкурентным. Доходность кружков зависит от многого. “РОББО Клуб” приносит нашим франчайзи от 150 тыс. рублей ежемесячного дохода с каждого класса. При этом в нашей бизнес–модели вложения в офлайн–кружок можно полностью окупить за 12–18 месяцев, а если открывать онлайн–школу робототехники, то за 2 месяца", — рассказывает основатель и продюсер компании "РОББО" Павел Фролов.
"Очевидно, что те, кто зарабатывает на мероприятиях или выступлениях, будут нести потери, если число мероприятий и выступлений сократится. Или если придётся нанимать кого–то, платить каким–то фирмам для решения проблем с лицензированием", — говорит Александр Соколов.
Павел Фролов добавляет, что частным кружкам в России мешают вести деятельность совсем иные проблемы, чем описанные в поправках.
"Я считаю, что, во–первых, необходимо расширить виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Во–вторых, должна быть создана законодательная возможность перехода на эту систему в любое время календарного года для ИП, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Кроме того, должен быть дополнен перечень организаций, осуществляющих обучение, путём конкретизации определения “образовательная деятельность” и введения понятия “городской лагерь на каникулах”. Другими словами, текущие поправки не решают актуальные задачи для кружков в России, а лишь усложняют международное сотрудничество между образовательными организациями", — резюмирует он.