Новый год вводит новые правила жизни в финансовой составляющей. Практически незаметно выпущена очередная инструкция ЦБ РФ, разъясняющая банкирам механизм их взаимодействия с налоговиками.
Событие совпало с новой инициативой законодателей об ужесточении контроля за хранением денег на счетах в западных финансовых институтах. И хотя одно с другим прямо не связано, невнимательность активных покупателей в иностранных и российских интернет–магазинах или инвесторов в криптовалюты может навлечь на них огромные штрафы. И как итог — оттолкнуть рядовых пользователей от подобных цифровых сервисов.
Формально история с легализацией денег на электронных кошельках началась чуть больше года назад: появились требования к финансовым институтам, которые должны были деанонимизировать пользователей электронных денег. В очередной раз тот, кто придумал новые правила, случайно вместе с водой чуть не выплеснул и ребёнка: под запрет попали платёжные средства для оплаты поездок на транспорте и даже школьные карты.
Суть идеи достаточно проста: ограничить наличный оборот, сделав невозможным анонимное пополнение электронных кошельков. Не секрет, что часть из них используется в не совсем законных целях. Но банковское лобби организовало мощное сопротивление, обеспечив в интернете массовый народный гнев. Дискуссии, как всем жить дальше, вынудили ЦБ РФ отодвинуть дату старта нововведений, запланированную на 1 октября 2020 года, до 1 апреля 2021–го.
Неожиданно, как и ежегодный первый снег, инфраструктура в стране оказалась не готова. Формально поводом для продления сроков оказалась пандемия коронавируса. Участники рынка не верят, что весной в очередной раз срок будет продлён, но за оставшиеся пару месяцев ЦБ РФ может успеть немного проредить поляну операторов платежей.
На днях случилась своевременная публичная порка одного из операторов электронной коммерции — Киви Банка (по данным опроса Mediascope, кошельками Qiwi хотя бы раз в году пользуется 40% жителей РФ, это второй результат после "Юмани", экс–"Яндекс.Деньги"). Несущественный штраф 11 млн рублей и ограничения на трансакции уже вызвали массовую распродажу ценных бумаг Qiwi их держателями (стоимость на бирже за первые 2 дня рухнула на 24%).
По данным ЦБ РФ, в стране на начало 2019 года работало 90 операторов электронных платежей (банков и небанковских кредитных организаций, НКО), к концу первого полугодия 2020–го их оставалось уже 82. Борьба идёт за контроль над ежегодным оборотом свыше 1,97 трлн рублей (такой объём зафиксировал регулятор по итогам 2019–го).
С грядущего января все операторы электронных кошельков станут обязаны обеспечить обмен информацией с налоговиками. Как следует из буквы закона, требование коснётся только уведомлений о факте открытия или закрытия электронного кошелька, а также изменений в персональных данных его владельца. Успокаивая своих пользователей, операторы заявляют, что не будут сообщать надзору о характере и объёмах операций.
Верят ли они сами в свою искренность, покажет время: неспроста в стране введён институт самозанятых, которые обязаны декларировать доходы и платить с них налоги за оказанные услуги. Электронными кошельками пользуются не только сёрферы интернет–магазинов или плательщики услуг ЖКХ. Помимо не совсем легальных схем при их пополнении кошельки часто используют как способ получения платы, и в том числе за легальные услуги.
Безусловно, никак не декларируя подобные операции. С другой стороны, банки давно общаются с налоговиками, а электронные операторы странным образом были освобождены от подобного гнёта. Теперь же ЦБ РФ дозрел до приведения всех своих подопечных под единый знаменатель.
Второе новшество, которое затрагивает электронные платежи, находится в стадии проекта, но в том, что оно будет переведено в статус закона, сомнений нет. Уже к середине января будущего года должны быть подготовлены замечания к очередному фискальному требованию.
Будущий закон вводит штрафы для пользователей электронных кошельков, открытых в иностранных платёжных операторах. Требование уравнивает кошельки с банками: под предлогом борьбы с оттоком денег за рубеж каждый житель страны, открывший банковский счёт на Западе или Востоке, обязан немедленно сообщить об этом в местную налоговую инспекцию. После вступления закона в силу сообщать о себе должны будут и пользователи электронных кошельков.
За нарушение сроков информирования налоговых органов сумма штрафа составит до 3 тыс. рублей для физлиц, за несоблюдение порядка информирования — до 40% от суммы, поступившей на кошелёк в течение года.
Борьба регулятора с плохо регулируемыми денежными потоками уже дала свои плоды. Ужесточения существующие и будущие совпали с активизацией крупнейших банков страны на карточном рынке. Имитируя заботу об экологии, они пытаются популяризовать так называемые цифровые карты: открыть платёжный счёт без выпуска пластикового носителя. Это такой же электронный кошелёк, но под контролем кредитной организации. С её опытом блокировки сомнительных операций.
“
В первом полугодии 2020 года с помощью электронных кошельков совершено переводов на 820 млрд рублей, всего в стране открыто более 190 млн электронных кошельков. Новые требования никак не скажутся на потребительском опыте. Кредитные организации будут передавать информацию о персонифицированных и упрощённо идентифицированных кошельках в налоговые органы в автоматическом режиме. Информация о совершённых операциях, как и раньше, будет передаваться только по специальным запросам. Новация также не затрагивает и неидентифицированные кошельки. Ещё одно нововведение связано с обязанностью резидентов уведомлять об иностранных электронных кошельках. Во многом оно копирует обязанность в отношении иностранных банковских счетов. Тем не менее направлять сведения по иностранным кошелькам в налоговые органы нужно будет только в том случае, если на них зачисляется больше 600 тыс. рублей (или эквивалент в валюте) в год.
Павел Шуст
Исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов
“
Нововведение оттолкнёт часть пользователей, которым принципиально важна анонимность. По итогам 2019 года в РФ лишь 3,2% электронных кошельков были персонифицированными. Но многие из пользователей заинтересованы в анонимности только потому, что проводят через них операции, которые хотели бы скрыть от налоговой или которые сами по себе в полной мере не являются законными. Учитывая, что кошельки используются как средство осуществления платежей, вполне логично по аналогии с банковскими счетами предоставлять информацию об их открытии и закрытии в ФНС. И этот факт не следует воспринимать как препятствие для цифровизации российской экономики.
Ирина Шашина
Доцент базовой кафедры ценных бумаг и инвестиций МБИ имени Анатолия Собчака