Всем заводам по лицу: Мордашов меняет структуру "Силовых машин"

Автор фото: Сергей Коньков

"Силовые машины" модернизируют структуру, чтобы выбраться из убытков.

Алексей Мордашов (№ 1 в Рейтинге миллиардеров "ДП") запустил процесс реорганизации своих бизнес–активов. Он учредил ряд компаний с наименованиями своих прежних бизнес–структур. Согласно данным ЕГРЮЛ, в конце ноября были зарегистрированы четыре новых юридических лица. Их учредителем стало ООО "Нордэнергогрупп", которое через ООО "Севергрупп" и "Алгоритм" контролируется Мордашовым.
В качестве ОКВЭД у "Нордэнергогрупп" указана холдинговая деятельность. Названия новых компаний совпадают с ранее присоединёнными к АО "Силовые машины" (СМ) предприятиями. Так, в качестве отдельных юрлиц зарегистрированы АО "Ленинградский металлический завод" (ЛМЗ), ООО "Завод турбинных лопаток" (ЗТЛ) и АО "Электросила".
Последнее получило юридический адрес по месту нахождения завода. Руководителем также назначен экс–гендиректор одноимённого завода. Кроме того, в реестрах ЕГРЮЛ появилось ООО "Энергомашэкспорт" (его адрес, по данным сервиса "Яндекс.Карты", зарегистрирован в здании, в котором располагаются офисы СМ в Москве).

Внутренняя кухня

Это не первое изменение, произошедшее с СМ за последний год. Как сообщал "ДП", летом Алексей Мордашов сменил в своём машиностроительном концерне организационно–правовую форму: с публичного (ПАО) на непубличное (АО) акционерное общество. Как отмечают эксперты, при смене формы собственности на АО с компании снимается обязанность публичного раскрытия состава собственников и финансовых показателей.
Участники рынка расходятся в оценках происходящих событий. По мнению партнёра коллегии адвокатов Pen&Paper Станислава Данилова, на сегодня, исходя из известной публичной информации, похоже, что это некая корпоративная реструктуризация. Которая, скорее всего, преследует какие–либо налоговые цели или же цели корпоративной безопасности. В общем и целом — структурирование "внутри".
"Непохоже, что это выделение отдельных объектов для последующей продажи, поскольку уставные капиталы у всех новых компаний от 1 млн до 10 млн рублей, следовательно, они не сформированы из имущественного комплекса СМ, — рассуждает Данилов. — Более того, не сама главная компания является их учредителями, следовательно, у СМ не было бы оснований для передачи своих отдельных активов в собственность вновь созданных обществ".
Эксперт выражает сомнение и в том, что это как–то связано с кредитованием или попыткой избежать санкций, поскольку корпоративные связи хорошо просматриваются. Банки смотрят не только на самого потенциального заёмщика, но и в обязательном порядке на всю сеть корпоративных связей, чтобы оценить степень риска выдачи кредита.

Вынырнуть из убытков

Тем не менее представители банковского сообщества отмечают, что создание новых юрлиц может быть связано именно со сложностью кредитования СМ, с которым они могли столкнуться из–за убытков или других причин.
"Это может быть стремление выделить бизнес–процессы в отдельные юрлица, чтобы более финансово успешные, например связанные с ВПК и кораблестроением, пустить в свободную работу с банками, а менее успешные, генерящие убытки, сохранить на финансовой поддержке бенефициара, но тем самым снизить её размер", — отметил в беседе с "ДП" на условиях анонимности один из руководителей филиала московского банка.
По его словам, за последние 3 года в "Силовых машинах" финансовый менеджмент менялся четырежды, что не совсем позитивно для любой компании. По итогам 2019 года компания показала убыток 21,8 млрд рублей. "Внешний рынок закрыт, внутренний тоже не работает. Очевидно, что есть проблемы", — резюмировал финансист. Однако в 2020 году в компании наметились признаки оздоровления. Согласно данным СПАРК, за первое полугодие СМ показали чистую прибыль 2 млрд рублей.
СМ попали под санкции в январе 2018 года. Управление по контролю над иностранными активами Минфина США включило компанию в список граждан особых категорий (Specially Designated Nationals, SDN).
Фигурантам этого списка запрещено заключать любые сделки с американскими гражданами и компаниями.
Так, например, в 2014 году СМ заключили контракт на $930,7 млн (эквивалентно 67,9 млрд рублей по курсу ЦБ РФ) на строительство ТЭС "Лонг Фу — 1" во Вьетнаме. На тот момент представители АО "Силовые машины" говорили, что доля американских и связанных с американским капиталом поставщиков во вьетнамском проекте составляла около 30% General Electric.
Проект должен был завершиться в 2019 году. Но этого не произошло. Как сообщили "ДП" в пресс–службе АО "Силовые машины", цель изменений — обеспечить большую гибкость и оперативность в принятии решений, а также повысить эффективность работы каждого предприятия.
Речь идёт о технических корпоративных процедурах, связанных с подготовкой ко второму этапу реорганизации энергомашиностроительных активов, рассчитанному на период 2021–2022 годов. Первый этап был завершён в 2019 году созданием самостоятельных продуктовых бизнес–единиц: ОАО "Калужский турбинный завод", ОАО "ТКЗ “Красный котельщик”", ООО "Силовые машины — завод “Реостат”", ООО "СМТТ. Высоковольтные решения". Для управления активами образована компания "Нордэнергогрупп".