Энергетики перешли на цифру

Автор фото: Коллаж Алены Марченко

Работающие в Петербурге энергетические компании развивают цифровые технологии. Они помогают на всех этапах работы: взаимодействия с контрагентами, управления технологическими процессами, выявления и ликвидации аварий. Это, в свою очередь, даёт стимул к развитию отечественных технологий.

Энергетические компании инвестируют в цифровые проекты в среднем 2,31% своих доходов, сообщил генеральный директор "Диджитал Дизайн" Дмитрий Лившиц в ходе круглого стола "Делового Петербурга" "Цифровая трансформация в энергетике". Это средний показатель по группе разных отраслей. Наибольшую долю доходов (7,9%) тратят на "цифру" банки. В то же время, в таких отраслях, как производство, торговля, девелопмент "цифровые" инвестиции ниже, чем в энергетике.
"Если в традиционных отраслях, где цифровизация сильна, — это история, связанная с торговлей, логистикой, банками — с точки зрения цифровизации можно говорить о достаточно большом количестве решений и уже даже об определённом насыщении рынка, то на сегодняшний день энергетика, как мне кажется, это та отрасль, в которой потенциал развития выше, чем потенциал того, что сделано", — сказал Дмитрий Лившиц.
Представители крупнейших энергетических компаний, работающих в Петербурге, рассказали о цифровых проектах, которые реализуются у них сейчас.
Заместитель генерального директора филиала АО "Системный оператор Единой энергетической системы" Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Северо-Запада (Филиал АО "СО ЕЭС" ОДУ Северо-Запада) Евгений Сиротенко отметил, что Системный оператор в силу специфики своей деятельности просто обязан быть в авангарде современных технологий.
"Наша работа сопряжена с обработкой огромных массивов информации, получаемых от субъектов электроэнергетики, — рассказал Евгений Сиротенко. — Только на Северо-Западе это сотни энергообъектов. И наши оперативно-информационные комплексы, а мы представлены в 10 субъектах Российской Федерации, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область, получают более 90 тыс. различных телеметрических параметров. Эта информация ложится в основу текущего управления энергосистемой, ликвидации аварий, формирования диспетчерских графиков и планирования ремонтных кампаний".
Топ-менеджер ОДУ Север-Запада особенно выделил внедряемые сегодня под эгидой Системного оператора современные технологии дистанционного управления оборудованием энергообъектов из диспетчерских центров СО ЕЭС и центров управления сетями электросетевых компаний. Эта технология позволяет существенно сократить время оперативных переключений, снизить риск ошибок диспетчерского персонала (так называемый человеческий фактор), увеличить скорость управляющих воздействий на энергосистему, а значит, повысить ее управляемость и надежность.
По словам Евгения Сиротенко, на Северо-Западе России Системный оператор и ПАО "Россети" уже реализовали проекты дистанционного управления оборудованием 8 подстанций (ПС): ПС 330 кВ Волхов-Северная, Ржевская, Центральная, Василеостровская, Завод Ильич, ПС 220 кВ Проспект Испытателей в Санкт-Петербурге, ПС 110 кВ Береговая в Калининградской области и Завеличье в Псковской области. Так же в Калининградской области реализован проект ДУ оборудованием Ушаковской ветроэлектростанцией.
До конца 2025 года эта технология появится еще на 25 объектах в объединенной энергосистемы Северо-Запада.
В "Россети Ленэнерго" цифровые технологии позволяют эффективнее бороться с авариями на электросетях. "Наша задача в первую очередь — с помощью цифровых технологий сократить время реагирования на отключения и восстановления электроснабжения. Если раньше поиском повреждений занимался обходчик, то сейчас существуют системы, которые позволяют указать точное место отключения, куда нужно ехать бригаде", — привёл пример заместитель генерального директора по цифровой трансформации и дополнительным услугам ПАО "Россети Ленэнерго" Павел Дьяков.
Ещё одно направление цифровизации в "Россети Ленэнерго" — развитие клиентских сервисов по подключению к электросетям. "Если в прошлом году мы ставили себе цель достигнуть 75% подачи заявок на технологическое присоединение в электронном виде, то сейчас по факту у нас более 95%", — отметил Павел Дьяков.
Компания не собирается останавливаться на достигнутом. "Мы сейчас занимаемся рядом проектов по анализу больших данных, которые помогают не только управлять системой, но и выявлять какие-то потенциальные риски: по возможному отказу оборудования, по безучетному и бездоговорному потреблению", — сообщил топ-менеджер "Ленэнерго".
ГУП "ТЭК СПб" в настоящее время ведет активную работу по внедрению современных технологий контроля состояния тепловых сетей, рассказал начальник департамента по информационным технологиям предприятия Константин Фоминых. Одно из направлений — это установка системы взаимосвязанных акустических датчиков, позволяющих выявлять дефекты труб для предотвращения аварий с выходом теплоносителя наружу. Такая система уже работает на части теплосетей предприятия, и в дальнейшем планируется расширение зоны покрытия. Второе направление —разработка СПбГУ роботизированного диагностического комплекса. "Это робот, который при движении внутри тепловых сетей в диаметре от 500 до 1000 мм способен осуществлять полный мониторинг состояния трубы и определять места тепловых сетей, требующих замены", — сказал Константин Фоминых.
Ещё один проект касается разработки и монтажа комплексной системы централизации диспетчерского управления. "На сегодняшний день из 276 котельных мы выбрали 40 котельных, — рассказал Константин Фоминых. — Это те котельные, которые по общей выработке дают нам 52% всей генерации. И мы планируем за год эти котельные оснастить и датчиками и программным обеспечением и локализовать это в едином диспетчерском пункте. В первую очередь, это мониторинг в режиме онлайн состояния работы всего технологического оборудования на котельных. Второй момент — это возможность управлять параметрами работы самой котельной". Данная система разработана в России, отметил представитель ГУП "ТЭК СПб".
Уже достаточно давно встала на путь цифровизации "Петербургская сбытовая компания". "У нас с 2013 года есть личный кабинет физических лиц, которым сейчас пользуются более 1,2 млн петербуржцев и жителей Ленобласти, с 2015 года внедрён личный кабинет юридических лиц, на декабрь 2020 года 90% клиентов компании — пользователи данного сервиса. И мы постоянно работаем над нашими сервисами, развивая их", — сообщил начальник управления информационных технологий компании Михаил Белокуров. "Одно из направлений, которое не присутствует в личном кабинете сегодня, но мы над ним работаем, — это юридически значимый документооборот", — поделился он планами. Также Михаил Белокуров не исключил и появления новых сервисов для клиентов компании. "Мы постоянно думаем над тем, какая бы услуга могла быть предложена клиентам", — сказал он.
Участники круглого стола сошлись на том, что именно сейчас самое подходящее время, чтобы развивать цифровые технологии. "Если бы мы начали раньше, возможно, сейчас бы все наши автоматизированные системы работали полностью на иностранном оборудовании — тех компаний, которые первыми вводили на рынок свои изобретения, — сказал Павел Дьяков. — При этом неизвестно, к чему бы это привело сейчас, во сколько обошлась бы замена на появляющиеся российские аналоги. Возможно, это было бы еще и дороже".
Видеозапись круглого стола доступна по ссылке.