Фото: Ермохин Сергей

Заправка — дом родной: топливный рынок Петербурга в кризис стал технологичнее

Последствия коронавируса не прошли мимо топлив­ной отрасли. Согласно оцен­кам Минэкономразвития, по итогам 2020 года ожидается снижение объё­мов переработки нефти на 3,2%. Про­изводство дизельного топлива вырастет до 80,6 млн т (+2,8 %), а бензи­на, напротив, упадёт, но незначи­тельно — до 40,1 млн т (–0,2 %). Причи­на — сокращение спроса на моторное топливо в период локдауна, когда большинство граждан сидели дома и учились жить в цифровой реаль­ности. Графики СПбМТСБ наглядно отражают снижение объёмов реали­зуемого топлива с середины марта. Восстановление произошло только в конце июня, когда основные огра­ничения уже были сняты.

ТОП-100 — 2020

ТОП-100 — 2020

17028

Воздушно-капельная заправка

Технологии и бесконтактность — де­виз пандемического и постпандемического времени. С ним на топлив­ном рынке выстрелил "Яндекс", пре­доставив водителям возможность заправляться, не выходя из авто. Выбрав в приложении заправку, под­ключённую к системе, можно залить топливо в бак, не контактируя с опе­ратором АЗС — и с приятной скидкой. "Газпромнефть" ещё 2 года назад выпустил своё приложение — АЗС.GO, которое также позволяет оплачивать заправ­ку, минуя кассу. Однако именно ко­ронавирус сделал вклад в популяри­зацию приложения. "Онлайн-оплата топлива на АЗС "Газпромнефть" воз­можна с помощью семи приложений. На сегодня к сервису подключены 1200 АЗС сети "Газпромнефть". Сер­вис онлайн-оплаты запущен в кон­це 2018 года. Приложение установи­ли более 3,5 млн раз", — рассказали в пресс-службе компании.

Федеральная служба по интел­лектуальной собственности выдала в октябре 2020 года патент на новый способ оплаты топлива — с помощью смартфона и системы быстрых пла­тежей (СБП) и QR-кодов, размещён­ных на заправочной колонке. Патент RU2732731C1 принадлежит ООО "ТД "Смарт-Технологии" — собственни­ку проекта Benzuber. Главное досто­инство системы — существенное со­кращение времени на заправку ав­то.

"При проведении опытных ра­бот время, затраченное на реали­зацию способа оплаты услуг АЗС по заправке транспортного средства топливом, составило не более 20 се­кунд, при этом пользователь осуще­ствил виртуальный платеж, не отхо­дя от топливно-раздаточной колон­ки", — утверждается в описании изо­бретения. Воспользоваться таким способом оплаты могут клиенты банков, подключённых к СБП. К кон­цу 2020 года разработчики плани­руют подключить еще 4 тыс. запра­вок (сейчас технология реализована на 5 тыс. АЗС по всей стране).

"Наша технология позволяет разместить QR-код на колонке и осуществлять платежи без авторизации в прило­жении. То есть автомобилист произ­водит платёж обезличенно — не собираются его персональные дан­ные. Это позволяет в несколько раз увеличить скорость заправки. Сей­час способ используется на 150 АЗС и появится в Петербурге в январе–феврале 2021 года", — рассказал "ДП" создатель сервиса Benzuber Артём Скворцов.

Великая и всезнающая "цифра" изучает и водителей. Начав свою историю с аптек, где продажа то­плива была побочным бизнесом, за­правки трансформируются в элемент умной экосистемы удовлетворения людских нужд. Например, "Лукойл" внедрил технологии для коммуника­ций с клиентами на своих АЗС. Так, интерактивный Wi–Fi, разработан­ный "ЭР–Телеком Холдингом", ана­лизирует поведение клиентов: пере­мещение между точками продаж, ин­тересы к товарам и даже цвет и марку автомобиля. Это позволяет компании делать автолюбителям персонали­зированные предложения.

"Не хватит — намоем": победитель проекта ТОП-100 — 2020

"Не хватит — намоем": победитель проекта ТОП-100 — 2020

1210
Владимир Герасимов

"Лу­койл" был первым из наших клиен­тов, внедрившим цифровые решения для АЗС. Wi–Fi на заправках компа­нии появился в 2012 году, — говорит руководитель по развитию продаж в отрасли "ретейл" АО "ЭР-Телеком Холдинг" Евгений Кордюков. — В период самоизоляции АЗС столкнулись с серьёзным снижением потока кли­ентов. Компании были вынуждены сокращать издержки, в том числе от­кладывая внедрение умных сервисов до лучших времён. Однако после от­мены ограничений мы видим рост заинтересованности в цифровых ре­шениях". В Петербурге такие реше­ния на АЗС пока не реализованы.

И отвёртку с собой

Заправочные сети далеко ушли от точки, где они только продавали бензин. Новая (и, признаться, выи­грышная) стратегия — играть на полях ретейла, ресторанов и пунктов выдачи — сразу и одновременно. Нетопливные товары занимают в при­были сетей АЗС от 7 до 30%. Такой раз­брос, вероятно, обусловлен усилиями той или иной компании по внедре­нию практики "допродавать" клиентам эти товары. Возможность купить стаканчик кофе и сосиску в тесте в придачу к топливу была у водителей всегда. Реформация формата — в осенении означенных блюд известны­ми широкой аудитории именами. Так, "Буше" обосновалось на АЗС "Газ­промнефти" и разливает ароматный на­питок всем желающим путникам. Широко говорилось о том, что на за­правках скоро будут представлены и крупнейшие фастфуд–ретейлеры, но пока что ни одного открытия в Петербурге не состоялось.

Если бензин — горючее для автомо­биля, то кофе — "горючее" для его во­дителя. Продажи напитка, подсчи­тали в "РусХОЛТС", ежегодно растут на 20%. В сентябре 2020 года, по дан­ным "Такском", на заправках реали­зовано на 22% больше кофе, чем годом ранее. Средняя цена выросла на 8% и достигла 150 рублей. Чеков, содержащих позицию с кофе, в 2,5 раза больше, чем без неё.

Но не кофе единым живы топлив­ные сети. Так, на АЗС "Газпромнефти" в Петербурге и Москве можно за­брать заказы из "220 Вольт", а на "Татнефти" (которые пока ещё прикры­ваются вывеской Neste) можно при­обрести продукцию "ВкусВилла". Интеграция с сервисами и рознич­ными сетями различных сегментов позволяет привлечь существенный поток клиентов. Например, "Лукойл" предлагал автолюбителям — клиен­там Сбербанка совершать покупки на своих заправках и получать бо­нусы "Спасибо" либо промокоды от партнёров.

"Такие форматы выступают скорее инструментами привлечения кли­ентов, нежели увеличения прибыли. Кобрендинг — это инструмент мас­сового характера, все механизмы отработаны. Эти форматы были ин­новационными 10 лет назад, когда их только запускали. А теперь ими не пользуется только ленивый", — го­ворит генеральный директор брендингового агентства New Solution Максим Никитин.

Существует стереотип, что нефтяные компании в принципе не могут использовать цифровые технологии в своей деятельности. И мы с этим стереотипом активно боремся.
Александр Дюков
Александр Дюков
"Газпром нефть", генеральный директор
Наша сеть объединяет в Северо-Западном регионе 33 АЗС. Мы постоянно совершенствуемся и автоматизируем процессы на АЗС, стараясь максимально исключить влияние человеческого фактора.
Юрий Брянцев
Юрий Брянцев
"Сёркл Кей Россия", генеральный директор

Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .

Любовь Лучко Все статьи автора
6 декабря 2020, 11:56 357
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама