Петербург среди всех российских регионов стал самым пострадавшим туристическим travel-направлением в 2020 году. На фоне прогноза Ассоциации туроператоров России (АТОР) о падении внутреннего туристического потока в России на 30% городской трафик снизился на 74%. В профильном городском комитете прогнозируют, что по итогам года количество туристов, посетивших Северную столицу, будет в 5,5 раза меньше, чем в 2019-м.
Рухнувшие планы
В докоронакризисные годы туризм обеспечивал весомый вклад в ВРП Петербурга: например, в 2019 году это было 4,4%, или 209 млрд рублей. По итогам прошлого года туристы потратили в музеях, магазинах и кофейнях 376,8 млрд рублей. Кроме того, туризм обеспечивал 12,5% всего экспорта Петербурга и 44,5% его неэнергетического и несырьевого экспорта. Бизнес туроператоров из-за пандемии понёс колоссальные потери. Директор Лиги туроператоров Санкт-Петербурга Кирилл Соколов отмечает, что в 2020 году говорить о каком-либо развитии отрасли сложно: по итогам первых трёх кварталов турпоток на въездном туризме снизился на 100%, на выездном — на 90%, на внутреннем — на 80% по сравнению с тем же периодом годом ранее.
При этом в ANEX Tour 2020-й называют знаковым для развития внутреннего туризма. Повлияли на спрос акции кешбэков Ростуризма на поездки по России, считают в компании.
"Примечательно, что интерес клиентов travel-рынка смещался к индивидуальному (семейному) туризму, экотуризму. Укрепляется также тенденция на внутренний корпоративный туризм и working from anywhere. В России большое количество невероятных локаций, которые могут вдохновить на достижение новых бизнес-целей", — указывает Анастасия Трушина, директор по развитию компании "СканТур".
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Однако петербургские участники рынка отмечают, что продажи туров внутри страны если и смогли компенсировать недополученные средства, то лишь частично. Коммерческий директор организатора автобусных туров "Вест тревел" Сергей Хохлов отмечает, что для его компании переориентация на российские направления оказалась дискомфортной. "Для нас опыт продаж внутренних направлений был не главным. Мы открыли продажи на такие направления, как Карелия, Калининград, путешествия по "Золотому кольцу" и на Байкал, но спрос на них был низким. В целом спрос на услуги нашей компании упал очень значительно, — сетует он. — Мы стали предлагать туристам те же направления, что и другие игроки рынка. Открывать новые сейчас нерентабельно: инвестиции просто не окупятся".
"С закрытием границ туры по России, конечно, продавались. Покупать их стали туристы, которые раньше даже не задумывались о таком варианте проведения отпуска, — отмечает генеральный директор Бюро путешествий “Мандарин” Анжелика Андреева. — Но говорить, что они стали спасательным кругом для бизнеса, не приходится. Это вынужденная мера, борьба за выживание". По словам Андреевой, летом спросом пользовались речные круизы, продавались путёвки в Сочи и Крым. Осенью и зимой эти направления логично теряют популярность.
Спрос на внутренние поездки несколько сдерживает существующий стереотип, что для путешествий по России туроператор в принципе не нужен. Ведь близлежащие регионы можно посетить и на личном автомобиле.
Анжелика Андреева отмечает, что в условиях кризиса многие гостиницы стали предлагать посетителям бронь без предоплаты, которую невозможно осуществить через туроператора. Это тоже привлекает "диких" туристов. Также для путешественников сейчас доступна возможность зарезервировать номера в заграничных отелях на 2021 год с символической предоплатой (до 3 тыс. рублей). Но пока люди неохотно пользуются этой возможностью, поскольку нет понимания, как ситуация будет развиваться дальше.
"При путешествиях внутри страны люди используют услуги туроператора, но скорее в целях экономии и удобства. Например, на каникулы в Мурманск, чтобы посмотреть на северное сияние, проще отправиться специально организованным чартерным рейсом. Хотя с точки зрения трат туроператор выигрывает у самостоятельной организации такой поездки, особенно если человек планирует экскурсионный маршрут", — указывает Сергей Хохлов.
Смена лидеров
Говорить, что внутренний туризм стал развиваться только в 2020 году и только благодаря большим федеральным игрокам, было бы странно, считает генеральный директор турфирмы "Петербургская мозаика" Марина Любимова. "Уже в начале марта, когда пандемия не была официально объявлена, но заболеваемость росла, поток туристов снизился. На весенние каникулы школьники в город не приехали, а с закрытием музеев и введением ограничений работы ресторанов комфортность пребывания в Северной столице упала ещё сильнее. Осенью ситуация оказалась аналогичной. Плюс из-за рекомендаций по поездкам для людей старше 65 лет мы на время лишились целой категории туристов. Да и доходы населения заметно изменились: люди стали экономить на путешествиях", — рассказывает она.
Рождественские туры в Петербург компания не отменяла, но прогнозировать, какую выручку они принесут туроператорам, пока преждевременно. "По опыту Европы мы видим, что музеи и рестораны снова закрываются. К тому же я бы не сказала, что спрос на поездки в Петербург у жителей других регионов сейчас высок. Даже те, кто не от казался от этой идеи, занимают выжидательную позицию", — добавляет эксперт.
“
Миссия компании "Бест Драйв" — благоприятная, комфортная и эффективная поездка в Россию для каждого гостя.
Кира Журавская
"Бест Драйв", генеральный директор
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.