Замкнутый кабель: телеком замедлил рост, но не обрушился

В 2019 году объём российского рынка телекоммуникацион­ных услуг поднялся на 2,1% (до 1,73 трлн рублей), но в этом году может сократиться на 2,5–3%, пред­полагают в Минкомсвязи. В анали­тической компании TelecomDaily более оптимистичны и надеются на сохранение роста, пусть он и замед­лится. Из опрошенных экспертами компаний 64% констатировали рост объёмов предоставленных услуг (год назад о положительной динамике заявляли более 70% респондентов).
При этом таких налоговых послаб­лений, как для IT-отрасли, для теле­кома не будет. Операторы разве что могут рассчитывать на годовую от­срочку требований "пакета Яровой". Предлагается отложить требование о ежегодном увеличении ёмкости для хранения данных. Однако та­кой закон пока в Госдуму не внесён, его ожидают в декабре.

Скидки съели плюсы

Рынок платного ТВ в России растёт медленно: приблизительно 200 тыс. подключений в квартал. По подсчё­там TelecomDaily, общее число або­нентов в стране — 44,5 млн домохо­зяйств по итогам III квартала. Лиде­ры отрасли — "Триколор" и "Ростеле­ком" — сохраняют свои позиции.
"Во II квартале было снижение, по­скольку операторы в период само­изоляции не отключали абонентов при нулевом балансе, — объясняет аналитик "ТМТ Консалтинга" Елена Крылова. — В III квартале скорее вос­становился прежний уровень. В IV квартале ожидаем роста рынка при­мерно на 5% в связи с сезонностью у спутниковых операторов".
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Вопреки ожиданиям, пандемия не принесла денег и провайдерам домашнего интернета. По данным "ТМТ Консалтинг", во II квартале физлиц — абонентов ШПД в целом по России стало больше на 0,7% по срав­нению с I кварталом (33,9 млн чело­век, проникновение приблизилось к 61%), но выручка сократилась более чем на 1,5% (объём рынка составил 36,1 млрд рублей). Прирост обуслов­лен самоизоляцией, а сокращение доходов — скидками и сокращени­ем выплат от уже подключённых.
"Рынок в Петербурге уже давно почти не растёт в числе абонентов. Людям не нужно иметь дома две ли­нии выделенного интернета или ТВ. Единственный источник прироста — новое жильё", — отмечает глава Ас­социации телекоммуникационных операторов Алексей Леонтьев.

Станет жарче

Рынок настолько насытился и укруп­нился, что даже сделки слияния–поглощения теперь редкость. "Рань­ше, особенно в сегменте b2b, покупки не были редкостью. В этом году сде­лок почти не было. Можно вспомнить разве что "Комфортел", купивший одного небольшого оператора. Сей­час беда не в том, что кто–то прода­ётся, а в том, что новых компаний не появляется", — поясняет Леонтьев.
С другой стороны, и потерь рынок не понёс. "В Петербурге из–за панде­мии не закрылось ни одного опера­тора, насколько я знаю. У нас такой бизнес, что пострадать могли толь­ко микрооператоры, работающие в b2b-сегменте, но даже таких при­меров не знаю", — говорит Дмитрий Петров, гендиректор "Комфортел".
По его словам, в этом году удалось интенсивнее поработать в направ­лении b2c. "Пандемия показала, что в кризис сегмент достаточно устой­чив: люди скорее откажутся от кофе, чем от интернета. Возникло понима­ние, что имеет смысл развивать но­вые направления, так как гаранти­рованно расти в b2b довольно слож­но, по крайней мере в Петербурге. Другие компании тоже наверняка обратили внимание на клиентский сегмент. Поэтому конкуренция сей­час станет чуть жарче, мы и другие b2b-операторы будем уделять этому больше внимания".
2019-й показал, что крупней­шие корпорации могут предпо­честь развивать дочерние телеком–компании. Так, в этом году в рей­тинге — дочерняя компания "Газпромнефти" — ООО "Газпромнефть Информационно–Технологический оператор". Она обеспечивает услуги связи для добывающих и нефтегазо­вых предприятий и показывает ди­намичный рост выручки.

Подземелья "Ростелекома"

Осложняют ситуацию ещё и обсуж­даемые в Смольном поправки в пра­вила благоустройства. Они обяжут провайдеров демонтировать воз­душные линии связи и перенести их в кабельную канализацию (сей­час принадлежит "Ростелекому"). Строительство альтернативной под­земной сети — дорого и долго (до де­сятилетий), поэтому расходы опера­торов могут превратиться в доходы для их основного конкурента.
"Предположим, у нас сеть на тыся­чу километров, в среднем. При стро­ительстве под землёй — умножай на два: канализации между дома­ми может и не быть, придётся про­кладывать в обход. Содержание сети обходится примерно в 3 тыс. за км, а канализация "Ростелекома" стоит 8 тыс. То есть если раньше оператор платил за обслуживание сети 3 млн рублей в месяц, будет платить уже 16", — говорит гендиректор "Комфортел" Дмитрий Петров. Значит, телеком-компании вынуждены бу­дут повысить цены минимум на 15–20%, считает он.
Проект по переносу воздушных ка­белей ранее был реализован в Мо­скве. А вот в Петербурге пока толь­ко разговоры длятся уже десятки лет. Возможно, обойдётся и в этот раз.
В этом году из принципиальных решений — не паниковать, продолжать работать в том же темпе, максимально заботиться о безопасности здоровья сотрудников, подстроить бизнес–процессы под новые реалии.
Александр Крылов
генеральный директор, "Скайнэт"
В этом году "Газпром нефть" создала собственный IT–кластер для ускорения цифровой трансформации бизнеса. В этой экосистеме наша компания теперь отвечает за управление всей IT–инфраструктурой в периметре "Газпром нефти". Эта задача требует значительных ресурсов и изменений.
Кирилл Поздняков
генеральный директор, "Газпромнефть ИТО"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .