Рост невосприимчивости бактерий к антибиотикам особенную остроту приобретает в пандемию. По мнению экспертов, решением проблемы лечения лёгочных осложнений после COVID–19 может стать фаготерапия.
С нечувствительностью микробов к уже существующим антибиотикам (т. н. антибиотикорезистентностью) специалисты начали сталкиваться задолго до пандемии.
Впервые о таком явлении, как антибиотикорезистентность, заговорили ещё в прошлом веке, а в 2000 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила о начале конца эры антибиотиков. Однако, по данным НПЦ "Микромир", за прошедшие два десятка лет мировое потребление антибиотиков не только не снизилось, но и возросло на 40%.
"Это объясняется тем, что за все эти годы рынок в глобальном смысле не предложил ничего другого, — поясняет Александр Зурабов, генеральный директор НПЦ “Микромир”. — В то же время антибиотики просты в производстве, они входят в стандарты лечения, и врачи не могут не назначать их своим пациентам, поскольку действительно существуют ситуации, где без них не обойтись. Но есть и огромное количество заболеваний, где антибиотики или абсолютно не нужны, или же их эффективность не доказана".
Наиболее ярким примером является неоправданное назначение пациентам с ОРВИ или с подозрением на COVID–19 антибиотиков широкого спектра действия (например, азитромицин), которое практикуется сейчас многими врачами. Причём зачастую в схему лечения добавляются сразу несколько антибиотиков в нерациональной комбинации. Это не только не приближает пациента к выздоровлению, но и ведёт к ещё большему повышению антибиотикорезистентности его организма.
"Помимо того что бактерии мутируют и приспосабливаются, антибиотики перестают “работать” ещё и из–за частого, бесконтрольного употребления. Многие можно купить в аптеке и без назначения врача. Ситуации, в которых большая часть микробной популяции проявляет приобретённую устойчивость, сейчас всё чаще встречаются у пациентов", — комментирует Дмитрий Долгушев, заведующий отделением стационара Международного медицинского центра "СОГАЗ".
Помощь иммунитету
Не во всех, но во многих случаях альтернативой антибиотикам могут стать бактериофаги — вирусы, которые в отличие от антибиотиков, убивающих микрофлору человека, имеют направленное действие.
"Бактериофаги обладают узким спектром действия и эффективны против строго определённых бактерий, что позволяет уничтожать возбудителя инфекции при сохранении нормальной микробиоты человека, — поясняет Максим Магрук, научный советник отдела ранней разработки лекарственных средств ГЕРОФАРМ. — В организме человека обитает множество необходимых для нормальной жизнедеятельности бактерий, а применение антибиотиков, особенно широкого спектра действия, вызывает гибель этих микроорганизмов, что приводит к дисбактериозу. Бактериофаги хорошо переносятся и обладают приемлемым профилем безопасности, так как способны повреждать только клетки бактерий".
Дмитрий Долгушев добавляет, что бактериофаги особенно актуальны в случае устойчивости возбудителей инфекций — например, когда речь идёт о пациенте, который часто и длительно пребывал в больницах из–за различных заболеваний.
Максим Магрук подтверждает, что, в частности, известно несколько случаев успешного лечения бактериофагами пациентов, инфицированных синегнойной палочкой с множественной лекарственной устойчивостью.
"Также они могут применяться в комплексной терапии с другими лекарственными средствами, например при лечении дисбактериозов в комплексе с препаратами, нормализующими микрофлору кишечника. Ещё одним преимуществом бактериофагов является то, что они достаточно безопасны для использования в педиатрической практике", — комментирует Дмитрий Долгушев.
По его словам, в рамках лечения новой коронавирусной инфекции (COVID–19) бактериофаги могут быть использованы только по назначению врача и только в случае присоединения бактериальной инфекции различных локализаций.
"Например, к таковым относится бактериофаг клебсиелл пневмонии очищенный, который может быть использован как дополнительное средство для лечения тяжёлой пневмонии, вызванной клебсиеллой (K. Pneumonia)", — поясняет Дмитрий Долгушев.
Профилактический приём бактериофагов может также снизить риск появления различных осложнений после COVID–19. По словам Александра Зурабова, все осложнения подобных инфекций, в том числе пневмония, вызываются бактериями, а бактериофаги сдерживают всю цепочку инфекционного процесса. "Профилактическое использование бактериофагов будет сдерживать размножение бактерий, и это будет серьёзной помощью иммунной системе. Разумеется, принимать надо не все подряд бактериофаги, а те, которые работают против бактерий, поражающих ЛОР–органы, бронхи и лёгкие", — комментирует Александр Зурабов.
Нераскрученный сегмент
Несмотря на то что в 2017 году лекарственные препараты, созданные на основе бактериофагов, были включены в принятую правительством РФ стратегию предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации до 2030 года, их производство до сих пор не приобрело массового характера.
"Создание фаговых препаратов — очень трудоёмкий процесс, поскольку бактериофаги — это живые микроорганизмы и тут сложно быть уверенным в результате. С антибиотиками всё намного проще. Вы выделили молекулу, и потом можно на протяжении многих лет производить одно и то же с хорошим финансовым результатом. С бактериофагами так не получается. Они требуют постоянной работы и изучения, поэтому большой фарме они неинтересны", — поясняет Александр Зурабов.
Высокая себестоимость препаратов с бактериофагами также препятствует развитию этого сегмента. Стоимость лекарств, созданных на основе этих микроорганизмов, начинается от 1000 рублей за упаковку, что снижает вероятность высокого спроса со стороны массового покупателя.
Сегодня в России всего несколько компаний занимаются производством препаратов на основе бактериофагов. К наиболее крупным научно–производственным предприятиям можно отнести НПО "Микроген" холдинга "Нацимбио" Госкорпорации Ростех и НПЦ "Микромир". В 2018 году препараты НПО "Микроген" доказали свою эффективность в ряде регионов России. С их помощью удалось избежать вспышек инфекционных заболеваний в Якутии, Хакасии и подмосковных Люберцах. В Тюменской области бактериофаги позволили погасить вспышки инфекций в районах наводнений, вызванных паводками.
НПО "Микроген" занимается разработкой универсального бактериофага от гнойно–воспалительных ЛОР–заболеваний, хирургических инфекций, инфекционных заболеваний детей первого года жизни, дисбактериоза кишечника и других болезней, вызванных бактериями рода Enterobacter.
НПЦ "Микромир" разработало и зарегистрировало четыре комплексных препарата с бактериофагами, в состав которых вошли "коктейли" (от 50 до 80) бактериофагов, точечно направленных против наиболее распространённых бактерий в таких областях, как ЛОР–органы, полость рта, кожные покровы.