Юлия Журавлёва Все статьи автора
1 декабря 2020, 07:05 5681

К приёму готовы: переориентация белорусских грузов на Петербург ударит по Литве

Фото: Архив "ДП"

Проект перевалки грузов из Белоруссии через российские порты перешёл из стадии политических заявлений в практическую плоскость. В Минтрансе, Минэнерго и Минпромторге России начались согласования этих перспектив с коллегами из белорусского правительства. Если стороны достигнут соглашения, транзит нефтепродуктов и калийных удобрений будет осуществляться преимущественно через Петербург и Ленобласть. Под решение этих задач могут быть задействованы порты пяти городов — Петербурга, Приморска, Высоцка, Выборга и Усть–Луги. Речь идёт, в частности, о перевалке до 6 млн т горючих материалов в год. Это примерно то количество, которое сейчас транспортируется через Клайпедский порт.

Экспорт по новым правилам: "Бронка" меняет схему переправки грузов

Экспорт по новым правилам: "Бронка" меняет схему переправки грузов

359
Юлия Журавлёва

Условия взаимодействия частично уже определены. Белорусская сторона по традиции хочет получить от России новые скидки. Сейчас по льготному тарифу уже развивается взаимодействие с РЖД: стоимость услуг там снижена в 2 раза.

"По территории Белоруссии и России для транспортировки привлекается железная дорога, также учитывается стоимость перевалки в портах данных видов грузов и стоимость фрахта. В Минске 29 сентября подписан протокол о перевозках таких номенклатур: с какой станции и какой груз идёт, какова его стоимость. После этого проводилось сравнение этих тарифов с российскими, сейчас в процессе переговоров можно “поджаться”", — отметил на днях замглавы Минтранса Юрий Цветков.

Снизить цены на транспортировку грузов он посоветовал и белорусским железнодорожникам. Что касается отправителей поставок, то, по мнению замминистра, им следует сделать акцент на сделках по принципу "бери и плати". Такая схема позволила бы достигнуть отечественным перегрузочным пунктам стабильных показателей грузооборота, а это, в свою очередь, даст иностранным партнёрам дополнительные преимущества в цене.

Идея о смещении грузопотока из Литвы в Россию появилась после президентских выборов в Белоруссии. Переизбрание Лукашенко на пост главы государства Евросоюз воспринял негативно.

В ответ на это белорусский лидер задумался о переориентации поставок на морские порты российской Балтики. Перспективы транзитных перевозок он обсудил с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко в сентябре. Кроме того, российская сторона выражает готовность перевалки в больших объёмах и калийных удобрений. С этой целью на территории СЗФО может быть построен отдельный терминал.

Такой поворот событий, уверены эксперты, положительно скажется не только на развитии транспортно–логистической отрасли, но и на экономике региона в целом. Открытие собственного пункта переработки грузов из Белоруссии создаст новые рабочие места, а также станет толчком к развитию инфраструктуры вокруг объекта. Кроме того, терминал послужил бы источником налоговых поступлений в бюджет.

"Во всех смыслах это благоприятно для нас. Мы приобретаем определённые перспективы расширения логистических возможностей на Северо–Западе. Мы можем загрузить порт Усть–Луга. У нас там большие возможности и мощности, которые можно задействовать для белорусского направления", — считает профессор кафедры таможенного администрирования СЗИУ РАНХиГС Ирина Бойко.

Впрочем, есть и скептики. "Это не более чем сотрясание воздуха. С Лукашенко серьёзных планов быть не может", — констатирует представитель отрасли. Он уверен, что белорусский лидер не сдержит слово, ведь страсти вокруг выборов уже почти сошли на нет. Но признаёт, что перспективы транспортного сотрудничества хоть и весьма туманны, но уж очень привлекательны для России. "У российских портов на Балтике существует профицит мощностей, поэтому любые объёмы, которые могут попасть из Белоруссии, в Усть–Луге, Приморске и Высоцке будут обработаны. Объёмы перевалки в этом году снизились на 20%. Мы вошли в сделку ОПЕК+, по которой Россия стала меньше добывать. Соответственно, она стала меньше нефти перерабатывать. То есть ситуация такая, что сейчас достаточно возможностей, чтобы переработать Белоруссию", — добавляет собеседник "ДП".

Если российско–белорусские переговоры всё же завершатся успехом, это нанесёт серьезный удар по экономике Литвы. Сейчас порядка 30% грузопотока порта Клайпеды составляют поставки из Белоруссии.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама