А где финал: что означает ликвидация Роспечати и Россвязи

Автор фото: Павел Волков

Казалось бы, и вот как гром среди ясного неба: Владимир Путин подписал указ об упразднении федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и федерального агентства связи.

Но на самом деле радикальной неожиданностью внесённые изменения не стали. Для кого–то это крушение планов и надежд, для кого–то новые возможности и перспективы развития. Именно это сейчас и происходит с центральным государственным аппаратом. Кадровые ротации, слияния и поглощения, реструктурирование властной вертикали.
Но это ещё только начало. Масштабные изменения продолжатся и в нынешнем, и уже в следующем году. В конце концов, к моменту транзита госаппарат должен выйти в новой игровой форме, более компактным, более сплочённым, более управляемым, более отмобилизованным на решение конкретных государственных задач с персональной ответственностью за результат. Что же произошло конкретно в данном случае?
Во–первых. Это действительно шаг в сторону сокращения бюрократического аппарата, отказ от дублирования функционала, оптимизация структуры управления. Ещё раз, пока здесь, дальше — больше.
Во–вторых. Это решение кадрового вопроса. Давно известно: хочешь кого–то уволить — затевай реформу управления: или разделяй подразделения и увольняй предыдущих руководителей, или объединяй подразделения и увольняй предыдущих руководителей. Это мы видим и сейчас.
Немалое значение в принятом решении имела необходимость вывести из игры Михаила Сеславинского, руководившего Роспечатью с момента основания в 2004 году, и (хотя и в меньшей степени) Олега Духовницкого, стоявшего во главе Россвязи с 2012 года. Тренд на очищение высшего руководства страны от кадров, аффилированных с определёнными олигархическими группами, продолжается.
В–третьих. Идёт обычная конкурентная борьба за место под солнцем среди соперничающих структур при общем сокращении финансовой базы. И здесь Роскомнадзор явно всех переиграл. Выжить должен был только один…
В итоге.
По Роспечати.
Будет серьёзное перераспределение на книжном рынке. Налаженные коммуникации по лоббированию собственных интересов крупными издательствами теперь придётся перестраивать. Федеральные субсидии и льготы могут скорректировать традиционные направления к получателям, так что в итоге появятся новые фавориты и аутсайдеры.
И это мы все через какое–то время заметим по полкам книжных магазинов. Вообще, с активным ростом цифровых услуг книгопечатание переживает не лучшие времена. Без реализации системной государственной политики кризис в данной отрасли может кратно увеличиться.
Серьёзные изменения ждут выставочную деятельность книгоиздания, опять же находящуюся не в лучшей форме из–за коронавирусных ограничений.
При этом ликвидируемое федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (в просторечии Роспечать) не надо путать с ОАО "Агентство “Роспечать” и действующим в Петербурге ЗАО "Роспечать", хорошо известным жителям города по уличным киоскам. Это разные конторы, с разным функционалом и уровнем охвата населения. Уличная торговля печатными изданиями от принятого решения не пострадает…
По Россвязи.
Здесь меньше сцепок с простыми обывателями. Изменение в курировании работы нескольких ГУПов заметят разве что в руководстве последних. Да и то это наименьшая для них проблема. Если другое решение правительства о ликвидации в стране всех ГУПов вообще к концу будущего года будет системно отрабатываться, то это гораздо более серьёзное изменение. И оно, опять же, затронет не только рассматриваемую отрасль.
В целом принятое решение — это кейс на актуальной базе для его успешного дальнейшего применения.
"У реформы есть начало, у реформы нет конца", — говорили когда–то весёлые кавээнщики.