Дмитрий Солонников Все статьи автора
16 ноября 2020, 07:46 6100

Политический ход с последствиями: Мишустин завершает формирование команды

Прошедшие отставки и назначения в высших эшелонах органов государственной власти страны не банальная перестановка кадров, что–то чуть улучшающая и разрушающая чьи–то личные карьерные планы, а серьёзный политический ход с долговременными последствиями для всей системы.

Во–первых, начнём с того, что принятые кадровые решения коснулись базовых министерств, формирующих текущие экономические тенденции страны. Транспорт, строительство, энергетика, природные ресурсы. Заодно развитие Дальнего Востока и Арктики и чуть позже — антимонопольная служба. Это не красивая надстройка в виде спорта, культуры, туризма или молодёжной политики.

Михаил Мишустин изменил полномочия трёх вице-премьеров

Михаил Мишустин изменил полномочия трёх вице-премьеров

207

Во–вторых, все покинувшие свои посты руководители не из нового призыва Михаила Мишустина. Нельзя сказать, что они полгода как назначены, только бумаги на столе разложили, взяли в руки ручки, собрались работать, а тут снова вещи собирать приходится. Все они — это наследство ещё от правительства Дмитрия Медведева. То есть мы видим продолжение процесса формирования команды нынешнего премьера, а не её расформирование.

В–третьих, очень характерно время, выбранное для отставок и назначений. Только успел вступить в силу новый закон о порядке формирования правительства в соответствии с принятыми поправками к Конституции, как тут же последовала его проверка на практике. В реальности это означает, что были отменены все традиционно работавшие ранее процедуры лоббирования. Когда различные центры влияния могли проторенными путями заносить папочки в аппарат правительства и администрации президента, кого–то класть наверх, на ком–то ставить жирный крест. Старый механизм влияния олигархических групп на кадровый состав правительства перестал работать, а новый ещё не успел сформироваться. Не был даже утверждён регламент прохождения через Государственную думу согласования вносимых туда кандидатур. Всё делалось очень быстро и отрабатывалось с чистого листа. В результате новые назначенцы — это профессионалы, а не представители чьих–то корпоративных или политических интересов.

В таком формате правительство должно быть не местом согласования амбиций и запросов, а также решения конкурентных споров за денежные потоки между сильными мира сего, а единым механизмом, работающим на общую цель.

И это очень серьёзные изменения.

Особенно хорошо это видно на примере двух министерств.

В Минтрансе впервые за очень долгое время новый министр Виталий Савельев не связан с железнодорожным лобби. Все последние руководители министерства прежде всего концентрировали внимание на развитии РЖД, с соответствующими группами выгодополучателей. Теперь же ситуация может кардинально измениться.

В руководство Минэнерго Николай Шульгинов пришёл из "РусГидро" и никак не связан с крупными игроками углеводородной сферы, что тоже даёт возможность говорить о новой направленности в развитии энергетики страны к возобновляемым источникам. А это также значительный передел в приоритетах финансирования.

Обе эти кандидатуры в старой схеме встретили бы серьёзнейшее сопротивление.

На этом фоне назначения на Минприроды Николая Козлова, на Минстрой — Ирека Файзуллина, на Миндаль — Алексея Чекункова выглядят менее революционно, но сохраняют общую тенденцию профессиональной компетенции и равноудалённости от олигархических групп.

Так же можно трактовать и переход петербургского вице–губернатора Максима Шаскольского в руководство ФАС.

Прежде всего Шаскольский — это человек, сумевший остановить в городе процесс роста тарифов естественных монополий. Вопрос обоснованности выставляемых ими счетов болезнен не только на берегах Невы, это проблема для всей страны. Так что состоявшееся назначение — это попытка перенести успешный петербургский кейс на федеральный уровень. И дело здесь не в том, что Игорь Артемьев и Максим Шаскольский земляки. Конечно, сохранение петербуржцев в руководстве страны — вещь приятная для сознания горожан, но не она здесь была определяющим фактором.

В целом же речь идёт о формировании команды для прохождения очень сложного 2021 года в плане как экономики, так и политики.

А дальше будут процессы транзита власти, в которых правительство должно быть максимально единым и непричастным к борьбе потенциальных преемников со стоящими за ними центрами силы.

Именно такая конфигурация сейчас и выстраивается.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама