Политический ход с последствиями: Мишустин завершает формирование команды

Прошедшие отставки и назначения в высших эшелонах органов государственной власти страны не банальная перестановка кадров, что–то чуть улучшающая и разрушающая чьи–то личные карьерные планы, а серьёзный политический ход с долговременными последствиями для всей системы.

Во–первых, начнём с того, что принятые кадровые решения коснулись базовых министерств, формирующих текущие экономические тенденции страны. Транспорт, строительство, энергетика, природные ресурсы. Заодно развитие Дальнего Востока и Арктики и чуть позже — антимонопольная служба. Это не красивая надстройка в виде спорта, культуры, туризма или молодёжной политики.
Во–вторых, все покинувшие свои посты руководители не из нового призыва Михаила Мишустина. Нельзя сказать, что они полгода как назначены, только бумаги на столе разложили, взяли в руки ручки, собрались работать, а тут снова вещи собирать приходится. Все они — это наследство ещё от правительства Дмитрия Медведева. То есть мы видим продолжение процесса формирования команды нынешнего премьера, а не её расформирование.
В–третьих, очень характерно время, выбранное для отставок и назначений. Только успел вступить в силу новый закон о порядке формирования правительства в соответствии с принятыми поправками к Конституции, как тут же последовала его проверка на практике. В реальности это означает, что были отменены все традиционно работавшие ранее процедуры лоббирования. Когда различные центры влияния могли проторенными путями заносить папочки в аппарат правительства и администрации президента, кого–то класть наверх, на ком–то ставить жирный крест. Старый механизм влияния олигархических групп на кадровый состав правительства перестал работать, а новый ещё не успел сформироваться. Не был даже утверждён регламент прохождения через Государственную думу согласования вносимых туда кандидатур. Всё делалось очень быстро и отрабатывалось с чистого листа. В результате новые назначенцы — это профессионалы, а не представители чьих–то корпоративных или политических интересов.
В таком формате правительство должно быть не местом согласования амбиций и запросов, а также решения конкурентных споров за денежные потоки между сильными мира сего, а единым механизмом, работающим на общую цель.
И это очень серьёзные изменения.
Особенно хорошо это видно на примере двух министерств.
В Минтрансе впервые за очень долгое время новый министр Виталий Савельев не связан с железнодорожным лобби. Все последние руководители министерства прежде всего концентрировали внимание на развитии РЖД, с соответствующими группами выгодополучателей. Теперь же ситуация может кардинально измениться.
В руководство Минэнерго Николай Шульгинов пришёл из "РусГидро" и никак не связан с крупными игроками углеводородной сферы, что тоже даёт возможность говорить о новой направленности в развитии энергетики страны к возобновляемым источникам. А это также значительный передел в приоритетах финансирования.
Обе эти кандидатуры в старой схеме встретили бы серьёзнейшее сопротивление.
На этом фоне назначения на Минприроды Николая Козлова, на Минстрой — Ирека Файзуллина, на Миндаль — Алексея Чекункова выглядят менее революционно, но сохраняют общую тенденцию профессиональной компетенции и равноудалённости от олигархических групп.
Так же можно трактовать и переход петербургского вице–губернатора Максима Шаскольского в руководство ФАС.
Прежде всего Шаскольский — это человек, сумевший остановить в городе процесс роста тарифов естественных монополий. Вопрос обоснованности выставляемых ими счетов болезнен не только на берегах Невы, это проблема для всей страны. Так что состоявшееся назначение — это попытка перенести успешный петербургский кейс на федеральный уровень. И дело здесь не в том, что Игорь Артемьев и Максим Шаскольский земляки. Конечно, сохранение петербуржцев в руководстве страны — вещь приятная для сознания горожан, но не она здесь была определяющим фактором.
В целом же речь идёт о формировании команды для прохождения очень сложного 2021 года в плане как экономики, так и политики.
А дальше будут процессы транзита власти, в которых правительство должно быть максимально единым и непричастным к борьбе потенциальных преемников со стоящими за ними центрами силы.
Именно такая конфигурация сейчас и выстраивается.