Поколение идиотов: стоит ли студентам и школьникам переходить на дистанционку

Автор фото: ТАСС

Благодарите вирус, что он есть и будет!

Когда весной я написал, что пандемия пришла всерьёз и надолго, надо мной смеялись. Свиной грипп, птичий грипп — сколько раз мир пугали? Но хотя с пандемией я, увы, попал в точку, масштаба отрицания произошедшего не предполагал. Я никак не мог вообразить, например, разнообразия аргументов против локдауна. Вот — только что прочёл очередное сообщение, автор которого с напором и жаром утверждает, что студентам и школьникам никак нельзя переходить на дистанционное обучение. Только очно! Потому что дистанционка — прямая "дорога к отупению". Потому что ни глаз, ни ухо для дистанционной учёбы "не созданы". Потому что вирус "пройдёт сам собой, но успеет вырасти поколение идиотов".
И я вспомнил, откуда мне известна — до деталей — эта логика.
До недавнего времени я преподавал (очно) в нескольких университетах, выступал с лекциями и нередко, рекомендуя литературу по теме, добавлял, что доступна лишь электронная копия. Ну типичная ситуация: тираж распродан (это относится и к моим книгам), и ридер — единственное спасение, потому что он не знает понятия "тираж". В других случаях таким же спасением является аудиокнига, которая не знает, что такое "времени нет": я тьму книг отслушал за рулём или на беговой дорожке.
И почти всегда находился человек, заявлявший, что не может электронные книжки читать (или аудиокниги — слушать): не воспринимает информацию. Пока шло время первых ридеров и mp3–плееров, я лишь махал рукой. Я помнил ещё старых журналистов, бурчавших, что компьютеры убивают творчество. Но время шло, а возражения повторялись, нередко от людей, не выглядящих идиотами. Снова и снова: они НЕ могут читать электронные книги. Они НЕ могут воспринимать книги со слуха (хотя интересно, как же они восприняли со слуха мой призыв книги слушать?). А я — враг цивилизации, ибо гублю классическую культуру книги, которая немыслима без шуршания бумаги и круга света от торшера.
Мне это говорили много раз яростно и абсолютно всерьёз.
И я отшучивался, хотя должен был возразить так же яростно: извините, но вы — Митрофанушки. Вы — интеллектуальные недоросли, потому что вся история цивилизации есть история создания новых способов информационного обмена. При Иоганне Гутенберге вы бы кричали, что машинная печать убивает нежный след гусиного пера. При Сэмюэле Морзе — что точки и тире убивают эпистолярный жанр. А сейчас для вас электронные тексты губят книгоиздательство, социальные сети губят общение, а преподавание по Zoom убивает образование. Но на самом деле вы трусите попробовать новое и признать очевидное: то, что каждая новая техника информационного обмена эффективно решает старые проблемы. Хотя и создаёт новые — что и обеспечивает прогрессу непрерывность.
Ридер позволяет не таскать с собой килограммы бумаги, но он, увы, лишён 3D–памяти: я не могу, листая, восстановить структуру книги и отыскать нужный фрагмент по принципу "в правом верхнем углу ближе к концу". Компьютер ускоряет работу, но сажает зрение и портит почерк. Дистанционное обучение не создаёт социальных контактов — но эффективно использует время и ликвидирует расстояния.
Я знаю, о чём говорю, поскольку сам относился скептично к возможностям дистанционки в изучении, например, языков. Только очно, только в небольшой группе! Я именно так учил немецкий — язык, по сложности сопоставимый с русским. Но, поскольку моя жизнь состояла наполовину из поездок, я то пропускал занятия, то откладывал и переносил целые курсы. Дело продвигалось, но со скрипом. Пока из–за пандемии Volkshochschule, дико популярная в Германии структура образования взрослых, не отменила очные занятия вообще. И тут, перейдя на удалёнку, я с удивлением обнаружил заметный прогресс. Я перестал пропускать! В конце каждого урока у меня появлялся электронный конспект! Кроме того, к моим услугам оказался выбор из десятков курсов, преподаватели которых могли находиться в разных городах — точно так же, как мои одногруппники могли находиться на разных континентах.
Нужно просто принять эту новую фантастическую возможность и перестать искать оправдания страхам и лени. Несомненная польза от беды.