Курьеры не успевают: сервисы доставки не справляются с возросшим спросом

Автор фото: ТАСС

Рынок доставки развивается ударными темпами. Но сервисы вынуждены менять правила игры, не справляясь со спросом.

В 2020 году в сегменте e–grocery стало работать намного больше компаний. Выросло число постоянных пользователей и увеличилась выручка игроков рынка.
За III квартал 2020 года все ретейлеры и сервисы доставки отчитываются о колоссальном росте выручки в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Например, у сети Metro канал e–grocery вырос более чем в 3 раза по сравнению с 2019 годом. В результате онлайн составил 6% в структуре всех продаж компании. Объём онлайн–продаж "Ленты" вIII квартале 2020 года увеличился в 5,5 раза год к году, до 1,3 млрд рублей. В Delivery Club заявляют, что выручка за этот же период увеличилась до 2,6 млрд рублей, что в 2,1 раза превышает показатель аналогичного периода 2019–го.
"Выручка сопоставима с рекордными показателями предыдущего квартала (2,5 млрд рублей) и превышает их, несмотря на то что III квартал — традиционно низкий сезон для рынка доставки еды, на который в этом году также наложилась отмена связанных с коронавирусом ограничений, ставших одним из основных драйверов роста рынка весной 2020 года", — добавляют в своём отчёте Delivery Club.
При этом генеральный директор Infoline Иван Федяков отмечает, что многие сервисы в III квартале отчитываются не о росте выручки, а о её снижении относительно II квартала нынешнего года. Очевидно, что он был для них аномальным, но в III квартале ситуация с коронавирусом стабилизировалась, а следовательно, миссия закупки впрок перестала быть актуальной.

Каких–то 2,5%

Аналитики "Сбера" выяснили, что во время самоизоляции доля клиентов, использующих онлайн–канал шопинга, составила менее 2,5% по России. Годом ранее этот показатель составлял лишь 1%. В исследовании "Сбера" отмечают, что средний чек для POS–операций в 2020 году составляет 429 рублей, а онлайн–покупки — 1916 рублей.
"В месяц средний клиент “Сбера” делает 2,5 покупки с оплатой в интернете и больше 17 раз ходит в магазин. Но практика удалённых покупок понравилась россиянам, поэтому количество таких транзакций выросло почти в 1,5 раза с начала года, тогда как аналогичный показатель в магазинах вырос лишь на четверть", — заключают аналитики.
"ВкусВилл" в среднем ежедневно получает около 5 тыс. заказов на доставку в Петербурге и Ленобласти. В пресс–службе компании добавили, что в Северной столице собственный сервис доставки работает с мая этого года. Тогда они доставляли всего около 100 заказов в день.
Операционный директор онлайн–гипермаркета "Перекрёсток Впрок" Ольга Калоева рассказала "ДП", что количество клиентов их сервиса выросло в 3 раза по сравнению с прошлым годом: "Сейчас в день мы получаем в среднем 13 тыс. заказов. Обычно наши клиенты пользуются сервисом каждые 2 недели. Петербуржцы делают заказы с той же периодичностью".

Привыкли к хорошему

Этой осенью сервисы экспресс–доставки были вынуждены увеличивать время выполнения заказов, а некоторые и вовсе отменять. И компании, работающие на рынке, и аналитики отмечают, что такая ситуация возникла из–за резкого роста спроса на услуги доставки и нехватки курьеров. Иван Федяков замечает, что сейчас в России не хватает мигрантов, которые ранее занимались этой работой. Да и дистанционная торговля во всех сферах нарастила обороты в этом году, а значит, курьеры востребованы не только в сегменте e–grocery.
"В этой нише возникла огромная конкуренция. Доходит до абсурда: в Москве базовая зарплата курьера стала 70–90 тыс. рублей, а это уровень высококвалифицированных сотрудников", — резюмирует Федяков.
Управляющий сервисом igooods Григорий Кунис рассказал, что сейчас среди соискателей стало меньше граждан Казахстана, Беларуси, Украины, Армении, Киргизии. Да и не каждый, кто откликнулся на вакансию, сейчас приходит на собеседование. В компании говорят, что раньше каждый второй приглашённый кандидат доходил до места отбора, сейчас таких только 20%.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Марк Шерман подтверждает, что такая проблема действительно есть, она связана с началом второй волны пандемии. Люди снова сидят дома, и они уже привыкли к доставке. Кроме того, в осеннюю погоду не очень хочется выходить из офиса или дома, поэтому спрос на услуги курьеров, по всей видимости, достиг пика.
"Сервисы справляются с пиковыми нагрузками по–своему. В том числе приучают потребителя к тому, что доставка — это не удобный бонус к заказу, а услуга, за которую надо платить", — добавляет он.
На текущий момент почти все экспресс–сервисы перестают делать бесплатную доставку. На первом этапе таким компаниям нужно было приучить рынок и самих потребителей, поэтому они предлагали выгодные условия. "Ведь сама по себе идея выглядит очень классно: ты можешь сделать заказ на 300 рублей, и тебе принесут его бесплатно. Но экономически это не оправданно, так как курьеру, например, нужно заплатить 200 рублей с заказа, — подчёркивает Федяков. — Поэтому такая модель работы имела смысл только на старте".
Сейчас же клиентам предлагается альтернатива — либо заказывать мало и платить за доставку, либо сделать покупки на минимально возможную сумму.

Беспилотники спасут?

Несмотря на все сложности, сбавлять темпы роста рынок не собирается. Управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин отмечает, что в 2018 году доставка продуктов уже росла примерно на 45% год к году и достигала 20 млрд рублей с лишним, в 2019–м рост ускорился и объём рынка был уже более 40 млрд рублей: "Полагаю, что прогнозы, которые открыто дают аналитики и игроки рынка в отношении роста до 135 млрд и даже 140 млрд рублей, более чем оправданны".
Более долгосрочные перспективы развития рынка FoodTech и e–grocery — это использование дронов и беспилотных автомобилей. В октябре в московском Южном Бутово такую практику уже тестировал "ВкусВилл". Технически и технологически для этого уже очень много сделано, но есть законодательные ограничения, которые, по мнению Дмитрия Галкина, удастся преодолеть не так быстро: "С одной стороны, государство будет ждать гарантий безопасности от такого использования, с другой — вероятно, само пока не выработало подхода к контролю того, что является для него новым явлением".