Выбора нет: дефицит на рынке авто в Петербурге усугубился

Автор фото: Сергей Коньков

К осени стал расти дефицит отдельных марок и комплектаций новых легковых автомобилей. Однако он пока не оказывает существенного влияния на рынок: спрос тоже растёт.

В конце августа автомобильные дилеры сообщили о дефиците моделей почти всех марок, в том числе российской сборки. К осени ситуация стала усугубляться: на самые ходовые комплектации очередь в Петербурге растянулась на срок до 2 месяцев, рассказали "ДП" источники на рынке. По оценке некоторых из них, продавцы увеличили число дополнительных опций, установленных на модели в наличии. Это, так же как и ослабление рубля по отношению к ведущим мировым валютам, привело к росту цен на новые машины.

Проблема решится не раньше конца года

В сентябре управляющий директор "Хёндэ Мотор СНГ" Алексей Калицев сообщил журналистам, что Hyundai фиксирует в России дефицит по всем моделям. "Связано это с двумя основными причинами — повышенным спросом по окончании коронавирусного карантина и приостановкой деятельности заводов Hyundai в Южной Корее", — рассказал Алексей Калицев.
По его словам, кроссовер Creta заказчикам сегодня приходится ожидать минимум месяц. Проблема может решиться в конце года. "Судя по тому, какой идёт спрос, не раньше", — резюмировал топ–менеджер.
В "Киа Моторс Россия и СНГ" также подтверждают, что наблюдают определённый дефицит некоторых моделей. Причинами стали высокий спрос со стороны потребителей и последствия приостановки сборочных предприятий во время первой волны распространения COVID–19, сказали "ДП" в пресс–службе компании.
Там уточняют, что в сентябре в России продали более 20,4 тыс. машин марки, что стало лучшим месячным результатом с начала года, а также превзошло показатели прошлого сентября. В компании подчёркивают, что с её стороны нет искусственных ограничений по поставкам автомобилей в дилерские центры.

В самых востребованных комплектациях

"Сначала дефицит коснулся премиального сегмента, затем аналогичную ситуацию мы увидели и в массовых брендах", — рассказали "ДП" в пресс–службе автодилера "Рольф". Дефицит наблюдается в самых востребованных комплектациях и цветах — чаще всего это не самые дорогие и не самые дешёвые комплектации. "Сейчас эта ситуация продолжает ощущаться как в массовом, так и в премиальном сегменте, и в ближайшее время она сохранится. Одновременно мы наблюдаем высокий спрос на автомобили на фоне ожидания повышения цен", — отмечают в компании.
Во время локдауна весной конвейеры стояли, и по его завершении произошёл сильный всплеск отложенного спроса: потенциальные покупатели опасались дальнейшего ослабления рубля. Летом автозаводы уходили на традиционные летние каникулы, объём выпуска снова снизился.
Дилер же всегда старается подобрать автомобиль из наличия, но ситуация сегодня отличается тем, что больших запасов на складах нет, говорит один из участников рынка.
"Понятно, что автосалоны зарабатывают на продаже дополнительного оборудования и услуг. Они, очевидно, стали продавать машины с большим, чем раньше, количеством уже установленных опций", — отмечает собеседник газеты.
Аналогичной точки зрения придерживается другой собеседник "ДП" на рынке. "Защита картера, сетка в решётку радиатора, сигнализация с высокой наценкой с большой долей вероятности уже будут установлены на машину, которая есть в наличии, а не предложены в качестве дополнительных опций", — говорит он.
Кроме того, при покупке за наличные не сделают вообще никаких скидок, в отличие от покупки в кредит, добавляет источник.

Не влияя на рынок

Впрочем, несмотря на то что дефицит подтверждают и производители, и дилеры, не похоже, что он существенно влияет на рынок на данный момент.
"Серьёзный дефицит повлиял бы на изменение долей брендов в структуре продаж. Если покупателю необходима машина с конкретными характеристиками и он не является приверженцем какого–то бренда, то логично было бы увидеть переток интереса от одной марки к другой. Но этого нет", — отмечает эксперт "Auto–Dealer СПб" Денис Гаврилов.
Он предполагает, что спрос на автомобили продолжит расти в конце года, во всяком случае, раньше это традиционно происходило в ноябре–декабре.
Серьёзное влияние на отечественный рынок новых легковых автомобилей оказал в первую очередь весенний локдаун, когда не работали ни заводы, ни дилерские центры. В итоге, по оценке Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле рынок новых легковых автомобилей обвалился на 72%, в мае — на 52%, в июне — на 15%.
В дальнейшем отложенный спрос подстегнул рынок: в июле он вырос на 7%, в августе — на 0,5%. В сентябре продажи новых легковых автомобилей выросли на 3,4% по сравнению с сентябрём 2019–го — до 154,4 тыс. Общероссийские продажи моделей, выпущенных в Петербурге на заводах Hyundai, Nissan и Toyota, тоже растут, причём третий месяц подряд. Они составили 32,7 тыс. штук в сентябре (на 9% больше, чем в том же месяце прошлого года), 28,45 тыс. в августе (+4% к августу 2019– го), 28,7 тыс. в июле (+8% к июлю прошлого года), подсчитали в аналитическом агентстве "Auto–Dealer СПб".
Это важный показатель для отрасли, поскольку семь из восьми машин петербургской сборки входят в топ–25 самых популярных легковых автомобилей в стране (по версии АЕБ).
По итогам года, согласно улучшенному прогнозу АЕБ, общее снижение рынка составит 13,5% к 2019–му, что означает 1,55 млн проданных автомобилей — при условии, что не будет второго локдауна в связи с пандемией коронавируса.

Цена подстёгивает спрос

Один из важнейших факторов, который на протяжении всего этого года подстёгивает спрос, — ослабление рубля. По оценке аналитического агентства "Автостат", с января по сентябрь рекомендованные розничные цены на новые легковые машины в России выросли в среднем на 12%. Так, в сентябре 2020 года покупатели в России приобрели легковых машин на 209,4 млрд рублей по сравнению со 179 млрд в сентябре прошлого года, отмечают в "Автостат Инфо".
"Основной причиной продолжающегося роста цен на автомобили является резкое ослабление курса рубля к основным мировым валютам (на 25–30%), которое автопроизводители ещё не отыграли", — полагают аналитики "Автостата". По их прогнозу, цены будут увеличиваться и дальше и к концу текущего года их рост может составить около 20%. В целом с сентября 2014 года они выросли вдвое. Впрочем, на столько же упал и российский рубль по отношению к доллару США, резюмируют аналитики.