Как и где жить после коронавируса

Автор фото: Сергей Ермохин

Влияние COVID–19 на покупательские запросы в новостройках может оказаться неожиданным, но непродолжительным.

Пока пандемия в жилой девелопмент принципиальных изменений не привнесла. Возможно, дело в том, что цикл строительного проекта составляет в среднем не менее 2–3 лет, возможно — в общей консервативности рынка недвижимости.
В идеальном мире после COVID–19 проекты должны будут стать лучше и качественнее, однако в реальности все эти "хотелки" вряд ли удастся подкрепить финансово. Прогрессивные решения, которые отдельные застройщики станут применять благодаря опыту этой весны, будут доступны лишь в жилье высших категорий, где и без того традиционно используются передовые технологии и материалы.

Оперировать нужно в операционной

Например, самым дорогим по себестоимости "вкладом" в квартиру нового образца станут современные инженерные системы, которые в идеале должны быть индивидуальными.
"Разговоры о необходимости внедрения в жилой сегмент систем очистки воздуха, санитайзеров и прочих атрибутов безопасности остановились на уровне обсуждений. Надо понимать, в чём есть целесообразность и на что необходимо тратить крупный бюджет. Такого понимания сейчас ни у кого нет", — говорит Алексей Лазутин, руководитель отдела по представлению интересов инвесторов и арендаторов IPG.Estate.
Цена идеальной с точки зрения постковидной реальности квартиры вырастет за счёт увеличения метража, считают участники рынка. Опыт самоизоляции продемонстрировал важность каждого лишнего метра: когда дома одновременно находится вся семья, нужно найти место и для кабинета на каждого работающего или обучающегося, и для детской и пр.
"На выбор квартиры до сих пор во многом влияет бюджет. Если он позволяет, то есть смысл прислушаться к профессору Преображенскому: обедать в столовой, оперировать — в операционной и т. п. Это идеальная модель", — комментирует Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО "БФА–Девелопмент".
"Комфортно во время карантина не было, наверное, нигде. Даже в суперэлитных жилых комплексах", — считает Андрей Кугий, управляющий партнёр маркетплейса недвижимости "М2Маркет".
По мнению отдельных экспертов, измениться теоретически должны планировочные решения: спросом могут пользоваться просторные балконы, террасы и пр. К тому же потребность в личном пространстве поставила под сомнение тезис о комфортности европейских планировок, где кухни совмещены с гостиной, ведь отгородиться ото всех стало для многих семей единственным шансом для мирного сосуществования.
"На нашем рынке есть подмена понятий в сегменте европланировок. Так называемые евродвушки и евротрёшки у нас не совсем то, что существует в европейских комплексах. Там есть как просторное жильё, так и очень скромные квартиры. Например, в Париже квартира площадью 30 м2 не считается маленькой. У нас же это зачастую маломерное жильё, которое покупается на вырост. И хотя в условиях пандемии, когда все сидят дома, эти кухни–гостиные оказались не столь приятными и удобными, как выглядели в рекламном буклете, спрос на такое жильё сохранится", — полагает Светлана Денисова.

Внимание к личному пространству

Считается, что спрос может вырасти на крупные жилые комплексы, обеспеченные всей инфраструктурой, рядом с парковыми зонами или природными заказниками.
"Пока наиболее заметное последствие пандемии — это развитие удалённых форматов работы и, как следствие, рост внимания к личному пространству в доме, необходимость выделенной рабочей и учебной зоны при уменьшении влияния такого фактора, как близость к общественно–деловому центру Петербурга. Думаю, правильнее всего будет определить топ объектов по уровню спроса покупателей — то, за что люди голосовали рублём. Наибольший рост интереса показали не городские, а пригородные объекты в 3–5 км от КАД, в зелёной зоне, — “Янила Драйв”, EcoCity, Inkeri, “Юттери”, “Ветер перемен”. Здесь ниже плотность населения, меньше рисков заразиться, больше пространства для отдыха, прогулок и при этом ниже стоимость квартир, что позволяет сделать выбор в пользу более просторной планировки жилья", — считает Кирилл Тимофеев, генеральный директор сервиса по подбору новостроек Living.ru.
Альтернативой крупным зелёным зонам в городских новостройках вполне могут стать дворовые территории. "Наличие благоустроенной придомовой территории является важным преимуществом для любого жилого проекта как в условиях новой эпидемиологической реальности, так и в “мирное” время. Она является прекрасной альтернативой скверам и не требует времени на дорогу. Безопасность огороженной территории — ещё одно преимущество перед общественным парком или сквером", — считает Марина Селиванова, заместитель директора дирекции по развитию и управлению недвижимостью "Бронка Девелопмент".

Лучше бы без лифта

"Среди предъявляемых требований к проектам — малая (в крайнем случае средняя) этажность, чтобы было легко обходиться без лифта, индивидуальные вентканалы, чтобы точно ничего не “затянуло” от соседей, и просторные планировки, лучше с возможностью выделения кабинета. Также важна развитая инфраструктура в пешей доступности, озеленённые дворы для прогулок или удобная набережная рядом, так как парки были закрыты. В общем, в большей степени это всё–таки элитные проекты на Крестовском острове или бизнес–класс на Петровском, однако там пока инфраструктура не очень развита, а также проект Skandi Klubb. Также в список необходимо добавить и коттеджные посёлки недалеко от города, чтобы был доступен сервис доставок", — считает Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg.

Проблема в инфраструктуре

Загородный рынок, который был не особо активен последние годы, из–за пандемии получил мощнейшее развитие. Предполагается, что спрос в этом сегменте сохранится как минимум в ближайшие 2–3 года.
О возможном благотворном влиянии коронавируса говорят и специалисты, работающие в сегменте апартаментов. "Наиболее подходящие условия для проживания в новой эпидемиологической реальности у проектов сервисных апартаментов с развитой и современной инфраструктурой, — считает Екатерина Лисовская, генеральный директор PLG. — Пребывание в таком месте всегда будет более комфортным по сравнению с обычными квартирами".
"В целом качественного изменения того, что будут строить, ждать не надо. Сейчас комфорт– и бизнес–класс с технологической точки зрения фактически одно и то же, — считает Сергей Бобашев, руководитель проекта LifeDeluxe.ru. — COVID не играет никакой роли, кроме того, что способствует росту нервозности как у продавцов, так и покупателей. Вирус — это один из факторов и без того ухудшающейся экономической ситуации, выражающейся в падении доходов населения".
"Всё зависит от того, насколько активный образ жизни вёл человек до карантина. Это не вопрос качества ЖК, а вопрос мировоззрения. Если ты сидишь в квартире, а магазины в составе внутренней инфраструктуры всё равно закрыты, то какая разница, что это за ЖК. Для кого–то лучшим вариантом переждать пандемию было уехать за город, но там минимум социальной инфраструктуры. Спрос на жизнь в своём загородном доме со всей городской инфраструктурой — социальной и технической — огромен, а предложение минимально", — добавляет Константин Пороцкий, управляющий партнёр ГК Omakulma.