Где на Руси жить ОК: как россияне оценили свои города

Автор фото: Сергей Коньков

Почему большие города и средний класс — лишние звенья в цепи русской эволюции

Очередное исследование вопроса, кому на Руси жить хорошо, провели ВЦИОМ и центр "Платформа". Опрашиваемых делили не по сословиям, как у классика, а по месту жительства — Москва/Петербург, города–миллионники, а также несколько категорий населённых пунктов меньшей численности вплоть до сёл. Логично было ожидать, что объём счастья идёт по нисходящей — от столицы до последней деревни. Однако действительность оказалась не совсем такой.
По ряду показателей жители миллионников оценили свои территории гораздо ниже, чем провинциалы. И это не только ожидаемая экология (плохое состояние окружающей среды отмечают 50% населения крупных городов, 27% жителей столиц и 21% селян).
В них же самая высокая доля тех, кто не видит перспектив для себя и свой семьи, — 32% против 27% в небольших городах, 25% в деревнях и 13% в Москве/Петербурге. Аналогично с безопасностью — в миллионниках самый высокий показатель тех, кто озабочен этим вопросом, 23%.
В столицах и на селе 14% и 12% соответственно. Плохое состояние городской инфраструктуры волнует 39% жителей мегаполисов и 24% населения городов с 100–500 тыс. человек. То же самое с плохими дорогами (36% против 26%). И даже "упадок местной экономики" в мегаполисах раздражает чаще (39%), чем на селе (31%) или в столицах (27%). Только проблемы с поиском работы возрастают по прямой — от Москвы и Петербурга (17%) до деревни (51%).
Но на самом деле всё правильно. Селяне — люди простые и нетребовательные: если "Нива" на второй передаче проезжает, состояние дороги можно признать удовлетворительным. А раз сельпо работает и свинья поросится, то и с экономикой всё хорошо. Обитатели же миллионников развращены знаниями о том, как живут в столицах, они чувствуют, что их потенциал и потребности не соответствуют возможностям, и оттого особенно критически относятся к действительности.
Нельзя не заметить, что это географическое деление похоже на социальное. У самых богатых всё хорошо. У самых бедных, если только они сыты и имеют возможность смотреть телевизор, тоже. И только слишком много знающий и понимающий средний класс недоволен.
Тут напрашивается не очень лицеприятный, но неизбежный вывод: средний класс является дестабилизирующим элементом, разрушающим общее благостное состояние. Пока в обществе два сословия — дворяне и крестьяне, все живут мирно. А как только появляются всякие разночинцы, тут же начинается смута.
Конечно, с точки зрения науки средний класс нужен: именно он создаёт новые смыслы и технологии, двигая общество вперёд. А кроме того, будучи состоящим из людей, которым есть что терять, гарантирует этому обществу защиту от радикальных изменений.
Но в отечестве это не работает. Здесь, как и в посконные времена, кормят не технологии, а земля. Только теперь вместо брюквы она даёт нефть. Такой форме экономики соответствует двухсословное общество.
Города–миллионники, разбросанные по необъятной территории родины, через которую с востока на запад идёт труба, очевидно, лишние. Деревни, конечно, тоже не очень нужны, но их содержание по крайней мере обходится в меньший процент от нефтяных доходов, чем содержание крупных городов с их завышенными запросами.
В процессе эволюции, таким образом, крупные города должны исчезнуть, а их обитатели — либо переселиться в столицы, либо превратиться в селян. Согласно тому же опросу, во время эпидемии задумались о переезде 16% жителей миллионников, тогда как в небольших городах — от 7 до 12%, а в сёлах — всего 4%.
Правда, в графе "Москва и Петербург" стоит число 15. Совершенно непонятно, что это за люди и куда они хотят ехать, когда границы закрыты. Наверное, это москвичи, планирующие перебраться в благословенный Петербург.