Алексей Поляринов, пожалуй, идеальный проводник в мир постоянного потребления литературы. В своих статьях о книгах в сборнике "Почти два килограмма слов" и выступлениях, которые легко можно найти на youtube, он активно сыплет такими фамилиями, как Пинчон, Барнс, Гибсон, Кинг, Уоллес, Исигуро и другими, в основном современных англоязычных авторов. Его глубокое погружение в чтение, в изучение литературы захватывает и заражает — хочется скорее наверстать упущенное и посвящать всё свободное время книгам. Сам же Поляринов успевает не только запойно читать, но и переводить. Один из самых известных фактов о нём — он выступил сопереводчиком "Бесконечной шутки" Дэвида Фостера Уоллеса, огромного и сложного метамодернистского романа. Только на чтение одной "Шутки" могут уйти годы — у тех, кто не сломается на первых пятидесяти страницах.
Ещё Алексей Поляринов пишет сам. Его дебютный роман "Центр тяжести" получил в основном положительные отзывы, но всё же он как лоскутное одеяло был соткан из кусочков американских произведений. "Вплоть до того, что редактор замечал, какие куски откуда", — говорил Поляринов в интервью о "Центре тяжести". Впрочем, это не было списыванием, а было пробой пера — удачной, талантливой, но не до конца "авторской".
Именно со второй книги можно говорить о рождении писателя — и роман "Риф" своего рода экзаменационный, по нему уже можно делать какие–то выводы об авторской самости. "Риф" уже не разваливается на кусочки, это монолитный слаженный текст, умеющий удерживать на себе читательское внимание.
В романе три сюжетные линии — о библиотекарше Кире, американской аспирантке Ли и учительнице Тане. В них много схожего: эти героини также привыкли изучать жизнь по книгам и учебникам, но некие мистические силы внезапно выталкивают их из привычного сомнамбулического состояния. Они узнают, как много вещей люди сознательно предают забвению и насколько решающую роль в жизни играет не логика, а подсознание.
В этом романе Алексей Поляринов "оглядывался" на Кинга, чтобы соблюсти баланс триллера и мистики, но замысел "Рифа" вырос не из чтения художественной литературы, а из истории реального человека. Один скандально известный американский антрополог по имени Наполеон Шаньон изучал племя яномамо, и есть предположение, что его методы сбора информации были отнюдь не научны, — его обвиняли в том, что он вооружал туземцев холодным оружием и сознательно спаивал, что привело к вспышкам насилия и кровавой резне в племени. Эта история почти полностью передана в романе Поляринова, но доведена до предела — автор считает, что следующим шагом подобного персонажа могло быть создание своей секты, где люди, отказываясь от биографии, теряют собственную волю и разум.
"Риф" вызывает ассоциации не с литературой, а с кинематографом и сериалами. "Твин Пикс", "Настоящий детектив", "Ганнибал", "Однажды в Голливуде" — если эти названия для вас не пустой звук, то, вероятно, вам может прийтись по душе и новый роман Алексея Поляринова.