Фото: Беликов Валентин

Автомобили из ЕС станут менее экономичными

После полуночи 1 января 2021 года большинство моделей как европейских автопроизводителей, так и автомобилей других марок, предназначенных для рынка ЕС, превратятся в "тыквы".

Древняя методика

Автомобиль умер, да здравствует электромобиль! Кризис, который поменяет рынок

Автомобиль умер, да здравствует электромобиль! Кризис, который поменяет рынок

15174
Михаил Киселёв

Метафора, возможно, слишком крепкая, но отражает уровень подлога данных для простых покупателей в ЕС и целого ряда других стран. С клиентами автопроизводители хитрили долгие десятилетия. Но начнём с начала.

Выбирая новый автомобиль, покупатель всегда обращает внимание на строчку о расходе топлива. Это помогает сравнить модели разных производителей, однако в ЕС на самом деле с реальностью эти данные не имеют ничего общего: только во время экономного, буквально в режиме "пенсионного" стиля вождения, можно добиться похожего расхода топлива, который официально указывает производитель. Почему так происходит?

Множество лет в Европе использовалась система определения расхода топлива NEDC (англ. New European Driving Cycle), которая сегодня мало имеет общего с реальностью. Всё потому, что этой методике замера расхода топлива и выбросов вредных веществ свыше 40 лет. Её начали разрабатывать в 70-х годах прошлого века, а с 80-х использовать во время тестов перед появлением любой новинки любого производителя в продаже.

За несколько десятилетий технические характеристики автомобилей, городской стиль вождения, да и сама динамика жизни, мягко говоря, изменились. А требования методики остались прежними. Например, во время тестов NEDC измеряются показатели авто при ускорении в городе до 50 км/ч за… 26 секунд, а при ускорении за городом предполагается, что автомобиль достигнет скорости в 70 км/ч за 40 секунд. Сегодня всё это выглядит невероятно смешно, но такие показатели действительно соответствуют вождению в 70-е годы прошлого века. Жизнь стремительно менялась, а нормы при тестах странным образом сохранялись. Производителям автомобилей даже не пришлось идти на открытый обман. При нормативах тестов из 70-х годов новые модели сегодня действительно показывают чрезвычайно экономный расход топлива и минимальный уровень выбросов.

Что изменится для европейских покупателей?

Методика стала рассыпаться в 2015 году, после скандала вокруг Volkswagen, который в итоге прозвали "дизельгейтом". Тогда европейские законодатели и задались целью создать новую, более точную систему определения.

Новая система получила название WLTP (англ. Worldwide Harmonised Light Vehicle Test Procedure). Она больше соответствует реальным условиям, по которым измеряется как расход топлива, так и уровень выбросов CO2. А поскольку условия теста по системе WLTP максимально приближены к условиям реального современного вождения, то в результате уровень как выбросов углекислого газа, так и сам расход оказался выше, чем по шкале предыдущей системы NEDC.

Авто вместо отпуска: дилеры выкарабкиваются из кризиса

Авто вместо отпуска: дилеры выкарабкиваются из кризиса

14563
Светлана Афонина

Что это означает для покупателей автомобилей? А то, что уже с 1 января 2021 года все автомобили, которые продаются в Европейском Союзе, будут оцениваться исключительно по методике WLTP. И это напрямую повлияет на декларируемый расход топлива. В результате 99% всех транспортных средств "вдруг" и "неожиданно" окажутся менее экономными. У производителей не будет иных возможностей, а в технической документации придётся указывать расход топлива не по старой системе NEDC, а по новой методике WLTP.

Некоторые производители (Peugeot или Volkswagen) уже сегодня в документации своих моделей указывают расход топлива по методике WLTP. Однако большинство участников рынка в ЕС, например, BMW или Mercedes-Benz, до последнего уклоняются от этой обязанности по элементарным соображениям. Попросту их продукция станет для покупателей менее привлекательной.

Во время тестов хитрили

Методика тестирования системы NEDC устарела ещё и из-за того, что сегодня автомобили стали мощнее и динамичнее, а вождение — агрессивнее. Старая методика базировалась на стиле вождения, когда разгон был неспешным, торможение осторожным, а остановок и ускорений было совсем не много. Сегодня большинство водителей ведут себя совершенно иначе, нежели 30 лет назад: они часто разгоняются, едут намного быстрее, очень часто нарушают разрешённый скоростной режим, а постоянные дорожные заторы заставляют чаще останавливаться и снова ускоряться. Методика NEDC этого не учитывала.

Кое-каким производителям удалось перехитрить систему тестирования — они "заставили" блоки автомобиля опознавать NEDC. А когда тестирование опознавалось, компьютер автомобиля автоматически переключался на экономичный, хотя и не такой динамичный, но крайне экологичный режим. Различные контролирующие организации такое программное обеспечение обнаружили в различных моделях Fiat, Hyundai, Volkswagen и других производителей.

Покидая исследовательский стенд, программа управления автомобиля возвращалась в обычный режим, и машина сразу же становилась более динамичной, правда начинала использовать гораздо больше топлива и загрязнять окружающую среду. Иногда и в десять раз больше заявленного.

Экономичность оказалась не такой экономной

Методика WLTP больше соответствует сегодняшним условиям эксплуатации, поскольку она имитирует современный стиль большинства водителей.

Согласно методики WLTP измерения длятся 30 минут (в системе NEDC 20 минут), средняя скорость достигает 46,5 км/ч (34 км/ч), максимальная скорость — 131 км/ч (120 км/ч), преодолённое расстояние 23,25 км (11 км). В методике WLTP предусмотрено больше остановок, чем по системе NEDC.

Частые остановки позволяют лучше оценить такие системы в автомобиле, как Start & Stop, которые сегодня установлены в большинстве моделей таких марок, как Audi, BMW или Peugeot.

К тому же, видны четыре фазы динамики, во время которых 52% времени автомобиль проезжает в городских условиях, а 48% в загородном режиме. В тестах NEDC было только две фазы, из которых 66% приходилось на город, а 34% на загородные поездки.

Все эти изменения естественным образом повлияли на расход топлива и выбросы CO2. И тут нет секретов: увеличивается скорость, увеличивается и сопротивление воздуха, а интенсивный разбег увеличивает инерцию. Это значительно повлияло на изменение декларируемого среднего расхода топлива автомобилей. Например, декларируемый в ЕС расход топлива Nissan Qashqai с 5,3 л на 100 км вырос до 6,9 л, а у Mercedes-Benz C300 4MATIC с 7,2 до 8,7 л на 100 км.

Некоторые производители могут похвастаться результатами получше. Например, Peugeot 308 BlueHDI со 100 л/с под капотом, изменил данные всего чуть-чуть — с 3,7 до 4,4 на 100 км. Такие же действительно неплохие результаты продемонстрировали автомобили для нерядового покупателя. Средний расход топлива Mercedes-AMG C 63 S по NEDC составил 10,8/100 км, а при методике WLTP показатель увеличился всего до 11,2.

Не остались в стороне и электромобили с гибридами. Их заявленные мощности при продаже в ЕС придётся снизить на 10-20%.

Методика WLTP удивит в первую очередь жителей Евросоюза, Австралии, Китая, Индии, Южной Кореи и ЮАР, где она принята за стандарт, а с 1 января 2021 года станет обязательной для декларации расхода топлива и вредных выбросов. В России другие экологические нормы и, соответственно, другие методики подсчёта.

Михаил Киселёв Все статьи автора
30 сентября 2020, 15:32 3745
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама