Интерес к заброшенным домам в непопулярных местах региона понемногу растёт.
Средняя стоимость покупки дома в Ленинградской области по итогам II квартала 2020 года, по данным "Авито", составила 3 млн рублей, покупка дачи обходилась в 1 млн рублей.
Цена мечты
Эксперты отмечают, что с апреля 2020 года начал расти интерес со стороны жителей Петербурга к заброшенным домам, расположенным в отдаленных районах Ленинградской области.
В среднем число таких обращений в риелторские компании города и области увеличилось на 15–20%. "Но при этом надо учитывать, что как минимум треть приобретателей заброшенных объектов делает это самостоятельно, не обращаясь в агентства недвижимости", — комментирует Валерий Лебединцев, директор компании "Адвекс–Купчино".
"У нас в агентстве звонков по таким объектам стало больше в разы, — подтверждает Александр Гиновкер, генеральный директор АН “Невский простор”. — В некоторых случаях область поиска становится шире и распространяется даже за пределы Ленобласти, поскольку в небольших населённых пунктах и деревнях Новгородской и Псковской областей заброшенная недвижимость встречается гораздо чаще".
По данным корпорации "Адвекс. Недвижимость", стоимость домов с участками в Новгородской области стартует от 15 тыс. рублей. "Это небольшие, площадью от 20 до 40 м2, полуразрушенные одноэтажные дома с земельным участком от 4 до 6 соток. Как правило, расположены они в 8–15 км от районного центра в деревнях Боровичского, Поддорского, Старорусского районов Новгородской области. В городах области (Старой Руссе, Малой Вишере, Чудово) строения такого уровня стоят значительно дороже — от 100 тыс. до 350 тыс. рублей", — рассказывает Валерий Лебединцев.
Аналогичный уровень цен и на заброшенные дома в Псковской области. Самое дешёвое предложение сейчас — одноэтажный бревенчатый дом площадью 60 м2 на участке 20 соток в деревне Горка Псковской области, которая расположена в 13 км от административного центра Кунья, выставлен на продажу за 28 тыс. рублей.
В Ленинградской области купить заброшенный дом дешевле 100 тыс. рублей невозможно, да и спектр предложений такой недвижимости значительно уже. Но если хорошо поискать, то пока ещё можно встретить полуразрушенные дома в Тихвине, Старой Ладоге, Луге по цене от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
В основном покупатели такой недвижимости платят за землю, где сотка может стоить от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Электричество в таких домах есть, газа, как правило, нет, вода — из колодца.
Игры с государством
По словам Александра Гиновкера, наибольшим спросом пользуются дома с возможностью быстрого официального оформления. "Если собственник жив, то самый простой путь — найти его и купить дом за символические деньги. Как правило, люди охотно избавляются от такой недвижимости. Если собственник умер, то сначала надо найти правопреемников, которые в свою очередь должны вступить в права наследства, получить права собственника, зарегистрировать объект на себя в реестре", — комментирует Александр Гиновкер. Самым сложным случаем является попытка приобретения дома, который относится к категории выморочного имущества. То есть наследство, которое не было принято ни одним наследником как по завещанию, так и по закону (все наследники отказались принимать наследство или наследников не было вовсе). Такое имущество идёт в доход государству.
"Оформить такую недвижимость в собственность очень непросто, — рассказывает Александр Гиновкер. — Это долгая и затратная процедура. Оформление может обойтись в несколько раз дороже, чем стоимость самого дома, и длиться оно может годами. Причём не факт, что в итоге эта процедура чем–то закончится". Эксперт объяснил, что сложности оформления выморочного имущества связаны с тем, что до сих пор в российском законодательстве не урегулирован вопрос перехода права собственности на выморочное имущество к муниципальным, региональным и федеральным властям.
Намного более лёгким и одновременно распространённым способом завладения старыми брошенными домами в отдалённых местах Ленинградской, Новгородской и Псковской областей является вселение в них без оформления. "Как правило, видя брошенный дом, люди просто договариваются с жителями соседних домов, — говорит Валерий Лебединцев. — Если те не возражают, просто заселяются в них, не делая каких–либо попыток оформить недвижимость в собственность".
По словам Александра Гиновкера, по закону приобретательная давность наступает по истечении 15 лет. То есть для того, чтобы стать владельцем недвижимости, надо открыто и непрерывно прожить в ней в течение этого срока.
"Вкладывать серьёзные деньги в такие объекты, заниматься их перестройкой, конечно, не стоит. Намного разумнее рассматривать их как обычную дачную аренду, не более того", — считает Александр Гиновкер.