Сгущёнка и крекеры: в Ленобласти создадут резерв на случай ЧС

Автор фото: ТАСС
В ведомстве объявили об электронном аукционе на поставку товаров в резерв на случай чрезвычайной ситуации. В список вошли более 1 тыс. кг сгущёнки, 1,5 т крекеров, а также более 200 бюстгальтеров. Общая сумма подобных контрактов, размещённых в период с августа по сентябрь, — 14 384 696 рублей.

Когда–нибудь пригодится

Согласно 44–ФЗ, закупка размещается только в том случае, если она целесообразна и экономически обоснована заказчиком, — это требование закона. При этом губернатор Ленобласти Александр Дрозденко ещё в конце июля поручил оптимизировать расходы бюджета для высвобождения дополнительных средств. Однако можно наблюдать, что расходы на меры социальной поддержки и целевые программы остались приоритетными. Вопрос в их актуальности. "С обывательской точки зрения такие закупки более экономически обоснованные, чем замена тротуарной плитки в одном и том же месте 3 раза в год и подсветка деревьев на Новый год, установка ёлочек с украшениями, уличных гирлянд, светящихся скульптур", — считает основатель "Первого тендерного центра" Александр Гуськов.
Он отметил, что сам механизм электронного аукциона делает закупку максимально экономной, так как в нём всегда побеждает участник, предложивший минимальную цену. По словам Гуськова, покупать нужно сейчас, а не завтра. Эксперт это связывает с интенсивностью роста курса валют по отношению к рублю и вероятным ростом цен. Однако если предметы одежды могут быть использованы в любое время, то про молочную продукцию такого не скажешь. Вопрос в целесообразности закупки товаров со сроком годности, как, например, сгущёнки. При этом начальная цена контракта на её приобретение в резерв на случай ЧС — 80 580 рублей. "Бюстгальтеры и нижнее бельё почти вечны, когда–нибудь пригодятся. Предполагаю, что цена на них не завышена и соответствует закупаемому объёму", — добавил Гуськов.
В России существует единый федеральный орган по хранению запасов на случай чрезвычайных ситуаций — Росрезерв. "Создание дублирующих по сути дела организаций в отдельном субъекте федерации (как это происходит в Ленинградской области) связано с необходимостью иметь возможность самостоятельно реагировать на чрезвычайные ситуации без привлечения федеральных структур. Это позволяет сделать реагирование более гибким и оперативным (пока не поступила федеральная поддержка, можно использовать свои резервы)", — рассказал "ДП" доцент департамента финансов НИУ ВШЭ в Петербурге Иван Котляров.
По его словам, с примитивно экономической точки зрения проводимые госзакупки для областного резерва являются неэффективными, поскольку представляют собой отвлечение и замораживание ресурсов. Однако такой подход чрезмерно узкий. "Резервы — это запасы на случай бедствия, то есть разновидность страховки. Если бедствие не наступит, то, как и в случае страхового полиса, это будут потерянные деньги. Однако при наступлении чрезвычайной ситуации такие резервы очень важны, и поэтому их формирование оправданно как с экономической, так и — тем более — с социально–экономической точки зрения", — комментирует Котляров.

Поставщик идёт на риски

Руководитель департамента нормативно–правового регулирования B2B–Center Дмитрий Казанцев считает, что оценить правомерность или неправомерность таких закупок сложно из–за закрытости контрактной системы.
"Заказчик самостоятельно решает, на что потратить бюджетные деньги: на галеты, на строительство дороги или на новый автотранспорт. Поэтому в данном случае остаётся лишь гадать — относится ли ликвидация чрезвычайных ситуаций к сфере деятельности данного казённого учреждения, перестраховывается ли заказчик или действительно создаёт резерв на случай чрезвычайной ситуации", — отмечает он.
Кроме того, цены госзакупок сложно соотносить с рыночными. По словам Казанцева, из–за требований контрактной системы поставщик при участии в госзакупке несёт немалые издержки и ещё большие риски. При этом, разумеется, он закладывает их в цену контракта. В связи с этим чем меньше масштаб закупки, тем выше удельный вес организационных издержек в цене контракта.
Собеседник "ДП" уверен — экономия при проведении закупки, вне всякого сомнения, важна, но она не может быть единственной целью. Важно обращать внимание на качество приобретаемых товаров, работ или услуг. Особенно тогда, когда конечными потребителями приобретённой продукции являются граждане. "Вряд ли закупку самых дешёвых продуктов, медикаментов и одежды безотносительно к их качеству можно назвать целевым расходованием бюджетных средств. Именно поэтому контрактная система, выстроенная на примате экономии, всё–таки позволяет заказчику проводить многокритериальные закупки, чтобы учитывать качество закупаемых товаров", — добавил Казанцев.
В июле Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства объявлял электронные аукционы на поставку костюмов из брюк и пиджака, а также курток.
В случае ЧС их должно хватить на 190 мужчин, 225 женщин и 73 детей. Начальная цена контрактов составила 5,6 млн рублей сроком до конца года.