Эпоха билетов в трамваях и автобусах Петербурга подходит к концу.
С 1 октября за невыдачу кассового чека при оплате проезда транспортные компании будут штрафовать. Таким образом, чеки должны заменить привычные билеты. Наименее затратный способ — использование облачных инструментов, когда фискальный чек не распечатывается, но у пассажира есть способ его получить, скачав из облака. Такой вариант выбрали государственные перевозчики: "Горэлектротранс" (ГЭТ) и "Пассажиравтотранс", последний даже обещает сохранить привычные билетики. По данным комитета по транспорту, оба ГУПа перешли на систему кассовых чеков.
"Услуги по фискализации оплаты разового проезда СПб ГУП “Горэлектротранс” осуществляются в рамках действующего договора эквайринга, который предусматривает оснащение подвижного состава мобильными кассами, печатающими фискальный чек с реквизитами билета за счёт банка. Траты перевозчика — это уплата эквайринговой комиссии, которая входит в стоимость проезда", — сообщили в Комтрансе. "Пассажиравтотранс" почти за 2 млн рублей заключил договор с ООО "Дримкас", которое по запросу пассажира через специальный сайт выдаст чек.
Коммерческие перевозчики, сообщает Комтранс, находятся в процессе перехода на новые правила. Им также близка облачная система, однако онлайн–кассы в таком случае всё равно нужны. По данным "ДП", оборудование на один автобус в среднем обойдётся в 35 тыс. рублей, хотя на рынке есть предложения и подешевле. Притом что в среднем на линии выходит порядка 4 тыс. автобусов, суммарные затраты частных перевозчиков составят 140 млн рублей.
Если бы транспортная реформа уже прошла, такой проблемы бы не было — все вопросы с продажей билетов в таком случае берёт на себя город. "Частники до последнего держат оборону, чтобы не нести затраты на приобретение дополнительных устройств или апгрейд существующих", — говорит один из участников рынка.
Между тем бумажные отрывные билеты на транспорт уже больше ста лет часть городского быта. Так же как образ контролёра с перекинутой через плечо катушкой талонов, вдохновлявший живописцев. Например, Александра Самохвалова, чью "Кондукторшу" показывали на недавней знаменитой выставке в Манеже.
Ведущий архитектор Эрмитажа, активист движения "Петербуржцы за общественный транспорт" Виктор Туралин считает, что как дань традиции билеты на транспорт стоило бы сохранить. Хотя чеки могут иметь даже больший интерес для любителей городского транспорта. "Если на нём будет стоять дата, время и бортовой номер вагона, то я скорее за это нововведение. Благодаря этой информации чек–билет приобретает ещё большую ценность", — сказал Туралин.
В свою очередь, член топонимической комиссии Петербурга краевед Алексей Ерофеев удивлён: билеты сами выглядели как документы финансовой отчетности, зачем от них отказываться? Люди любили билетики, искали среди них счастливый (некоторые считали, что его нужно съесть, но сейчас такой поступок может быть воспринят как акт ковид–диссидентства). Или играли в игру, всевозможными арифметическими манипуляциями (сложением, вычитанием, выделением корней) составляя из идущих в ряд цифр номера талона число сто. Поэтому, по мнению краеведа, постепенный отказ от талонов — "определённая утрата". Во–первых, "чек безлик". Во–вторых, редкий чек (из–за особенности печати на термобумаге) хранится больше полугода, а потом превращается в белый лист.
"Иногда возьмёшь книжку, которую читал, бах — а там талончик на трамвай. За 1978 год. Стоимостью 3 копейки", — припоминает Ерофеев. С чеком такого не будет, к тому же "он скучен, как квитанция в прачечную получить бельё".
По словам председателя правления Общества коллекционеров Санкт–Петербурга Александра Страхова, если в доперестроечный период коллекционирование талонов (перидромофилия) было весьма популярно, то в последние годы оно постепенно сошло на нет. Впрочем, по его словам, "любая вещь со временем становится коллекционной атрибутикой". Таковыми, если вдруг сохранятся, могут стать даже чеки, правда, не скоро. "Сегодня, наверное, нет, но лет через сто, может быть, и да", — добавил Страхов.