Квартирник для фикуса: в пандемию спрос на домашние цветы подстегнул предложение

Автор фото: ТАСС

Во время самоизоляции жители крупных городов увлеклись разведением комнатных растений.

Выращиванием комнатных растений занялись миллениалы. Именно люди, родившиеся между 1981 и 1996 годом, сформировали новый тренд на разведение цветов в домашних условиях. Спрос на саженцы заметили предприниматели, в результате в городе начали появляться новые точки продаж цветов.

Родом из пандемии

Создательница петербургской студии комнатных растений Ktenantas Любовь Солдатова всегда любила домашнее садоводство, в детстве ходила в кружок юных натуралистов, а в этом году закончила биолого–почвенный факультет Университета и почти сразу открыла своё дело. "Нужно было решать, чем заняться после вуза. Но пришел коронавирус, в городе были введены ограничения, все засели по квартирам, в том числе и я. Купив себе очередное растение, решила начать разводить цветы профессионально", — рассказывает предпринимательница.
По словам Солдатовой, она вдохновлялась в том числе успехом стартапа The Sill.
Небольшой проект по продаже растений за год превратился в крупнейшего онлайн–ретейлера комнатных цветов. В апреле 2020 года продажи этого стартапа выросли на 50% по сравнению с мартом.
Суммарно за 6 лет работы бренд привлёк $7,5 млн венчурных инвестиций. Любовь говорит, что ей хотелось бы стать российским The Sill и убедить соотечественников в том, что растения в доме создают дополнительный уют и комфорт. Другими источниками вдохновения она называет соцсети, где за последние месяцы количество фотографий домашних растений и блогов о том, как ухаживать за ними, увеличилось в неимоверное количество раз.

Одного стеллажа мало

В запуске проекта, говорит Солдатова, ей помог друг и будущий партнер по бизнесу. Идею студии по продаже популярных комнатных растений они "упаковали" в инстаграм–аккаунт. "У нас сложился тандем: я занимаюсь растениями, уходом, пересадками, а он — продажами, продвижением, общением с покупателями", — рассказывает Любовь.
Первые вложения в Ktenantas составили около 15 тыс. рублей. На эту сумму были куплены дополнительный стеллаж в квартиру Солдатовой и партия саженцев на оптовой базе, оставшееся потратили на рекламу.
Но через месяц пришлось перебраться в съемное помещение в эколофт More Place. Аренда студии в месяц обходится в 25 тыс. рублей. Спустя полгода после открытия оборот компании достиг 450 тыс. рублей в месяц. В день студия продает примерно 10 растений.
По словам создательницы, ее семья сначала была удивлена, что девушка открыла свой бизнес, а особенно когда он начал быстро набирать обороты.
Создатели Ktenantas уже планируют расширяться. Предполагается снять помещение побольше, чтобы посетители, придя за растениями, почувствовали себя как в тропическом лесу.
В ближайшее время студия запускает собственные услуги по озеленению, в планах украшать не только квартиры, но и офисы, студии, салоны и другие коммерческие помещения.

Новые хиппи

Bloomberg в одной из публикаций сообщил, что культ ухода за домашними растениями был свойствен эпохе хиппи. Миллениалы возродили множество вещей и привычек, которые, как казалось, канули в Лету вместе с 1960–1970–ми. В повседневный быт возвращаются многие признаки молодежной субкультуры тех лет. В их числе коливинги (общежития) и шоперы (авоськи).
Как говорят в популярном петербургском шоуруме домашних растений Botanika Lab Plants, за время пандемии продажи у них выросли, однако непонятно, действительно ли это связано с новой модой "на фикусы".
Эксперты также отмечают ещё одну особенность спроса — покупатели предпочитают приобретать растения у маленьких независимых брендов, избегая крупных торговых сетей.
К разведению растений горожане подходят по-разному. Кто–то оформляет квартиру в стиле urban jungle, из–за большого количества растений помещение становится похожим на джунгли.
Другая категория любителей предпочитает выращивать только такие растения, за которыми не нужен тщательный уход.
Особо популярны цветы, которые нетоксичны и не вредят домашним животным.
По словам Любови Солдатовой, покупатели предпочитают классику озеленения: они приобретают замиокулькас, спатифиллум, фикусы и тропические бананы и пальмы.

Трудности роста

Если со спросом проблем нет, то обеспечить предложение быстро не получается.
Создатели различных студий, продающих домашние растения, рассказывают, что все поставки идут из–за границы, на российском рынке отмечается дефицит производителей.
В стране не хватает тех, кто смог бы привлечь инвестиции в этот рынок, создать теплицы полного цикла, сотрудничать с ведущими агрономами мира.
Исследователи считают, что пришедший именно в пандемию тренд на разведение домашних растений — это следствие самоизоляции и жизни в городах, где мало зелени.
Ландшафтный дизайнер Анна Синкевич отмечает, что заказов на озеленение становится все больше и теперь они касаются не только придомовой территории, но и квартир.
"Люди в мегаполисах устали от бетона и асфальта, всем хочется чего–то природного в доме, квартире и во дворе", — говорит дизайнер.
Как считает Синкевич, этот запрос для Петербурга особенно актуален, здесь растения нужны не только на улицах, но и дома, поскольку именно они помогают лучше пережить долгую серую петербургскую зиму.
Дизайнер отмечает, что развитие интерьерного озеленения — это давняя петербургская традиция.
"Еще в начале XX века было модно выращивать огромные фикусы в кадках", — говорит Синкевич. Она считает, что продажа комнатных растений и услуги озеленения — это весьма перспективная отрасль бизнеса, драйвером которой являются мировые тренды.
А популярны красивые, но не требующие большого ухода растения — это тоже тенденция у растениеводов всего мира.