НедвоЕчный код: во что превратятся школы будущего

Автор фото: Vostock-Photo
Автор фото: Vostock-Photo

Мониторинг big data ученика, AR–учебники, уроки в виртуальной реальности. Как выглядят школы будущего?

До 2020 года российский и зарубежный рынки цифрового образования показывали достаточно высокие темпы прироста (порядка 10% в год), но широкого и разнонаправленного использования цифровых инструментов в основной школе не наблюдалось, говорит генеральный директор IТ–компании "Кометрика" Дмитрий Петров. Теперь пандемия может это изменить.

Диджитал–оракул

Первое направление — профориентация. Сейчас на государственном уровне в петербургских школах уже вводятся компьютеризированные тесты. Современные тесты, в отличие от старых бумажных, демонстрируют более высокую точность. Алгоритмы по итогам часового тестирования выявляют потенциал, интересы, основные личностные качества участников, а система преподносит данные в виде инфографики.
Такие тесты помогают выявить спектр потенциально интересных участнику профессий. "Очень часто у людей есть несколько склонностей, редко пиковый интерес какой–то один, а если такое случается, то человек про себя это и так знает. Тест предлагает с десяток разных направлений, при этом одному участнику могут быть предложены самые разные профессии: от агронома до омоновца. Еще есть нюанс, что тесты показывают склонности к профессиям, но не рассказывают детям, что это такое, поэтому нужен профориентатор", — рассказал Федор Глазов, исполнительный директор образовательного центра "Пять с плюсом".
По словам участников рынка, в 2020 году спрос на профориентационные тесты по сравнению с 2019 годом возрос. "Но надо понимать, что весной у клиентов была ситуация неопределенности, и отложенный спрос переместился на летние месяцы", — замечает Евгения Корехова, руководитель центра тестирования и развития "Гуманитарные Технологии" в Санкт–Петербурге. Стоимость теста по такой методике может составлять от 2,5 до 4 тыс. рублей.
Однако существующие профориентационные подходы не могут гарантировать результат. "Одних тестов мало. Если мы проанализируем данные уже добившихся успеха специалистов, то, скорее всего, увидим другие закономерности. Профориентация далеко не всегда может ответить на вопрос, почему люди счастливы в профессии. Есть примеры точных результатов теста, но есть и бестолковые рекомендации, и последних, наверное, больше", — считает Федор Глазов.

Машинное обучение помогает школьному

Куда больше перспектив эксперты видят за big data — сбором информации об ученике в течение всего обучения. Дмитрий Петров отмечает, что технология ИИ начинает активно пилотироваться для проверки домашних заданий и адаптации под индивидуальные потребности и способности учащихся.
По итогам исследования "Стартап–барометр — 2019", самой распространенной технологией в образовательных стартапах стали big data (18%), популярностью также пользуются мобильные приложения (15%), дополненная и виртуальная реальность (14%).
В Петербурге уже разрабатываются образовательные проекты на основе big data. "Мы хотим с помощью системы распознавания эмоций понять, в период какой учебной активности ребенок наиболее включен и заинтересован. Такой подход становится более персонализированным. Мы ищем закономерности в поведении учеников и, соответственно, как их поведение и самоощущение коррелирует с образовательным результатом", — сообщает Федор Глазов.
Это накладывается и на профориентационные тестирования: на основе собранных данных будет понятно, какому ученику какая образовательная деятельность ближе. В планах разработчиков сделать аналитическое ядро, которое будет работать в режиме онлайн, и в процессе занятия педагогу будет выводиться информация: вовлечены ли дети, интересно ли им, когда стоит сделать перерыв, разминку и прочие "подсказки".
Предполагается, что аппаратные камеры будут следить за учениками и распознавать лица, эмоции, вовлеченность. Для видеоаналитики будет использоваться европейское ПО. По словам экспертов, такое решение имеет и свои недостатки: "Технологии, основанные на распознавании лиц и эмоций, всё еще находятся в процессе разработки и имеют некоторый процент ошибок, поэтому наиболее эффективны как дополнение к человеческой экспертизе", — подчеркивает Дмитрий Петров.
Разработка технологии сейчас находится на стадии эксперимента, ведется проектирование и сбор данных. Затраты центра на проект пока небольшие: 400–500 тыс. рублей в месяц (большая часть — оплата труда внутреннего IT–подразделения и оборудования). Дальше — дорогостоящая работа по программированию, так что на разработку продукта уйдет более $500 тыс. Компания планирует запустить пилот к сентябрю 2021 года.
Сооснователь компании Geek Teachers Мария Плоткина отмечает, что за рубежом уже есть похожая технология: трекинг вовлеченности учеников. Класс сканируется, и преподавателю выводится информация о том, например, сколько времени ученик писал контрольную и читал, а сколько смотрел в окно и отвлекался.

Книжки виртуальные любить

Уже в этом учебном году в школах появятся пособия по английскому языку с цифровым дополнением в виде AR. Поскольку книги основаны на материалах учебников из Федерального перечня, их можно будет использовать в качестве основного учебника.
Через камеру смартфона или планшета на страницах школьники смогут увидеть маркеры дополненной реальности и получить доступ к дополнительному цифровому контенту. "Совмещение уже существующего в школе инструментария с дополнительным связанным контентом — это вполне отчетливая перспектива для применения в массовой школе. Безусловный интерес представляют предметы естественно–научного цикла — физика, химия, биология", — считает заместитель главного редактора по развитию издательства "Просвещение" Татьяна Серебрякова.
По словам Марии Плоткиной, простейшие технологии как дополненной, так и виртуальной реальности уже активно используются учителями, причем не только в школах крупных мегаполисов. В частности, Google Cardboard. Это картонные VR–очки, которые ученики могут собрать сами вместе с учителем, распечатав специальный шаблон. Они могут использоваться для того, чтобы изучать другие города и страны, посмотреть на дно океана, космос. "Это самый дешевый и простой способ внедрения дополненной реальности. Нужно буквально несколько устройств на класс и бесплатное приложение на телефон", — говорит Мария Плоткина.

Что сдерживает будущее

По мнению создателя проекта "Кибер Страна" Романа Поволоцкого, чтобы получить продукт, который приносит пользу школьникам, нужно собрать не просто приложение, а новую программу подготовки педагогов, адаптировать ФГОСы.
"Любого учителя школьник может проверить гуглом. Педагог не может сравниться своими знаниями с интернетом, но система образования этого не учитывает и продолжает инерционно выпускать специалистов старой школы", — замечает Поволоцкий.
Несмотря на обилие образовательных цифровых технологий, еще одна сложность внедрения их в школы — цифровое неравенство.
"Существует разрыв в обеспеченности учеников и педагогов цифровой инфраструктурой в различных регионах страны, а также ограниченность доступа к интернету у семей учеников", — соглашается Дмитрий Петров.
Эксперты отмечают и другие проблемы внедрения современных методов. "Средний возраст учителя — 40–50 лет, все новое воспринимается тяжело. Есть огромное количество приложений на рынке, но нет тех, кто научил бы их использовать, — считает Мария Плоткина. — Учителям могут рассказывать, как пользоваться интерфейсом различных программ, но зачем это встраивать в учебный процесс, не объясняют. Поэтому они воспринимают это скорее как нагрузку и угрозу".
Материал подготовлен в рамках Рейтинга образования — 2020