Дарья Дмитриева Все статьи автора
6 августа 2020, 11:28 5584

Российские отели умнеют медленно

Фото: Vostock-photo

Эксперты называют smart–отели трендом гостиничного бизнеса. Но пока этот рынок в РФ развивается медленно, а цифровизация сводится к увеличению онлайна.

Smart–отели полностью автоматизированы, оснащены бесконтактными системами управления. "Как правило, они интегрированы в систему “Умный дом” (Smart Space): доступ в номера осуществляется по индивидуальному коду гостя, также в номерах, как правило, есть гаджеты, с помощью которых можно открывать и закрывать шторы, регулировать температуру воздуха, включать и выключать свет, связаться с онлайн–консьержем", — рассказывает управляющая отелем Smart Welcome T. O. P. Hotels group в Петербурге Надежда Ерехинская.

Пятёрочки возвращаются: звёздные отели Петербурга открывают двери

Пятёрочки возвращаются: звёздные отели Петербурга открывают двери

416
Иван Ершов

Переоценили себя

Эксперты отмечают: на петербургском рынке smart–отелей игроков можно пересчитать по пальцам. По словам руководителя Rusland SP Hospitality Людмилы Фроловой, главные проблемы — необходимость больших инвестиций в проект и сложности в интеграции ПО.

Гостиничные операторы после пандемии будут стремиться внедрять бесконтактные сервисы, чтобы обеспечить безопасность постояльцев, считает заместитель директора департамента стратегического консалтинга Colliers International в Петербурге Евгения Тучкова.

"Востребованы будут гаджеты для связи с персоналом отеля, датчики измерения температуры тела, комнаты или дополнительные пространства для дезинфекции транспорта, продуктов и посылок", — говорит она.

Директор департамента аналитики Colliers в России Вероника Лежнева согласна, что текущая ситуация на гостиничном рынке доказала необходимость развивать концепции smart–отелей. Однако из–за кризиса инвестиции в это направление могут быть отложены.

Небольшие сервисные апартаменты Петербурга еще до пандемии старались поспевать за трендом. Например, в сети Piter Palace используют мобильные сервисы для смартфонов, позволяющие знакомиться с меню ресторана, заказывать каршеринг.

"Но сама система smart–отеля сегодня переоценена. В целом это просто замещение офлайн–обслуживания на онлайн", — говорит владелец Piter Palace Александр Пономарев.

Отрезали верхушку: Градсовет изменил проект отеля PLG в Пьяной гавани

Отрезали верхушку: Градсовет изменил проект отеля PLG в Пьяной гавани

591
Павел Никифоров

Определение smart часто используют как маркетинговый ход, отмечает Вероника Лежнева из Colliers, некоторые отельеры предлагают комфортный отдых в концепции smart, но это не всегда имеет отношение к высоким технологиям.

Руководитель отделения по Северо–Западному федеральному округу Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья Алена Енова также сравнивает тренд с модой на капсульные отели.

"По сути, 90% “капсульных отелей” в России — обычные хостелы, в номерах которых есть шторы на кроватях или в лучшем случае дверки с задвижкой. На самом же деле в капсульном отеле как минимум для каждого гостя должна быть качественная приточно–вытяжная вентиляция, но устанавливают ее далеко не все: для хостелов, особенно находящихся далеко от вокзала и аэропорта, это дорого. А значит, это неоправданно длинные деньги", — рассказывает эксперт.

Решение есть

ПО для smart–отелей предлагают ИТ–компании. Например, у "СМАРТ–СОФТ" есть решения для защиты корпоративной информации Traffic Inspector и аппаратно–программный комплекс Traffic Inspector Next Generation. Отели используют их для авторизации пользователей Wi–Fi по sms, равномерного распределения интернет–трафика, а также для защиты внутренней сети отеля от несанкционированного доступа, вирусов и атак.

ИT–компания Bnovo предлагает гостиничному бизнесу широкий выбор инструментов для управления объектами размещения и онлайн–продажами, роста их дохода и автоматизации операционных задач.

В сторону smart–отелей смотрят и стартапы. Например, в Петербурге создали приложение по управлению арендуемой недвижимостью Gethome.online.

"Сервис позволяет проложить маршрут до отеля, быстро вызвать такси, познакомиться с местными достопримечательностями. Также в систему встроен код для открытия электронного замка в номере отеля", — рассказывает СЕО проекта Максим Заикин.

Пока что эксперты сомневаются, что появление новых диджитал–инструментов кардинально изменит бизнес–модель отельеров. Особенно учитывая дефицит денег на инвестиции в условиях кризиса.

"Smart — скорее альтернатива. Например, на скандинавском рынке одинаково популярны как “умные”, так и традиционные гостиницы", — указывает Надежда Ерехинская.

Наиболее активно системы автоматизации отелей развиваются в азиатских странах: Японии, Сингапуре, Китае, отмечает Вероника Лежнева. Следом идет Европа: яркий представитель — голландская сеть отелей CitizenM.

Возможность заказывать услуги через мобильное приложение в международных сетях отелей присутствует давно. А вот вопрос о переходе к цифровизации номеров и управленческих процессов по системе умного дома — дорогостоящий и длительный процесс. Чтобы технологии массово внедрялись, нужно, чтобы собственники делали реновацию отелей. Это дорого. Для четырехзвездочных отелей, например, реновация на номер обойдется в сумму от $40 до $60 тыс. В текущих реалиях для рынка это крайне невыгодный шаг. В ближайшие годы мало кто будет вкладывать деньги в реновацию: средства из–за пандемии недополучены, проекты заморожены. У тех, кто собирался производить реновацию в этом или следующем году, планы сорвались, бюджеты на IT–модернизацию "порезаны". К тому же smart–реновация не приведет к ощутимому подорожанию стоимости номера.
Яков Адамов
Яков Адамов
Cопредседатель комитета по туризму и гостиничному бизнесу "Amcham Санкт–Петербург"
Любые технологические изменения требуют существенных инвестиций. Один бесконтактный замок может стоить 12–15 тыс. рублей, то есть, чтобы поменять замки в 100 номерах, нужно вложить 1,2 млн рублей. Средняя зарплата в гостиничном секторе — 30–35 тыс. рублей. И тогда встает вопрос об эффективности: технология не позволит сэкономить на зарплатах, не поможет отказаться от услуг сотрудников, соответственно, никакой экономии в этом нет. Сейчас также существует мода на киоски самостоятельной регистрации, которые могут заменить некоторое количество администраторов на ресепшен. Но такой киоск вместе с ПО может стоить от 600 тыс. до 1,5 млн рублей. Чат–боты для отелей зарекомендовали себя как довольно слабое функциональное дополнение, экономической эффективности от их использования тоже не наблюдается.
Роман Еремян
Роман Еремян
Председатель правления Jvc Indigo Development
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама