Далеко ли до Кудрово? Беглов и Дрозденко не нашли в Москве денег на метро

Автор фото: Сергей Коньков

Власти Ленобласти не оставляют надежду на метро до Кудрово, хотя Москва пока отказывает в софинансировании, а Петербург, который должен его строить, пытается не запустить текущие работы в подземке.

Как сообщал "ДП" в конце прошлого года (см. № 199 от 19.12.2019), после неоднократных обращений в Минтранс власти Петербурга и Ленобласти написали в аппарат правительства РФ просьбу посодействовать в получении федеральных средств на строительство метро между двумя субъектами, в частности до Кудрово.
По данным издания, недавно они получили отрицательный ответ из Москвы.
"Нам написали, что это прерогатива субъекта федерации, то есть Петербурга или Ленобласти, который должен за свои средства возвести метро. Между строк читается — в складчину. Еще один вариант — найти инвестора", — сообщил "ДП" источник в Смольном.
Ранее городские чиновники неофициально говорили, что при отсутствии финансирования из Москвы ветку метро до Кудрово могут построить на частные средства. Принять участие в таком проекте, в частности, готова была группа "ВИС", которую ранее связывали с Аркадием Ротенбергом. Говорили и о крупных китайских компаниях, однако сейчас наиболее реальным инвестором в Смольном считают АО "Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко. Теоретически оно готово выйти на этот рынок, однако есть юридические сложности.
Официально в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) заявили, что внебюджетные источники финансирования метро "Кудрово" на сегодняшний день отсутствуют. Не решен вопрос и федерального софинансирования, однако "работа в этом направлении будет продолжена", подчеркнули в КРТИ.
В пресс–службе управления по транспорту Ленобласти в ответ на официальный запрос "ДП" касательно финансирования подземки до Кудрово напомнили, что строительство метро является полномочиями Санкт–Петербурга, так как это городской вид транспорта. "Область готовит место под депо, которое необходимо “оранжевой” ветке", — пояснили в пресс–службе.
Возможный вариант строительства метро — концессия, но метрополитен — убыточный объект, срок окупаемости даже сложно представить. Усугубляет положение дел и практическое отсутствие финансирования развития подземки в городском бюджете в ближайшие годы. По данным "ДП", в 2021–2023 годах на строительство и проектирование метро предполагается тратить по 7 млрд рублей при планах в 24–33 млрд рублей в год.
"Ни один инвестор при таких перспективах не придет, потому что городу, похоже, в обозримом будущем метро не нужно. Всерьез чиновники рассчитывают только достроить текущие объекты — Лахтинско–Правобережную и Красносельско–Калининскую линии. Контракты же по новым объектам поставят на паузу", — говорит "ДП" источник в Смольном.
Тем не менее компания "Стройтрансгаз", по данным "ДП", проводит финансовый анализ "Метростроя" и думает, возможно ли оздоровить компанию. В самом "Стройтрансгазе" от комментариев воздержались. В целом все понимают, что, кроме "Метростроя", сегодня некому строить метро в Петербурге, отметил собеседник издания.

Путь к кормушке

Получить федеральные деньги на метро непросто, поскольку практики софинансирования транспортных проектов у Минтранса особо нет. Не предусмотрены деньги на подобные проекты и в Комплексном плане развития магистральной инфраструктуры. Однако у Петербурга и Ленобласти есть комплексная программа развития транспортной системы агломерации. Через нее можно попробовать получить финансирование из резервного фонда или от Минфина. Крупные агломерационные проекты двух субъектов регулярно обсуждаются на Координационном совете по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области, который с недавнего времени возглавляет вице–премьер Марат Хуснуллин. Вопрос метро в Кудрово был вынесен на ближайший совет, однако, по данным "ДП", недавно его сняли с повестки: федеральному бюджету сейчас не до подобных трат.
"Это не рядовое метро для Кудрово, а один из ключевых проектов для всей транспортной системы агломерации. Во–первых, петербургскому метрополитену для развития нужно депо, которое планируется построить именно там. Во–вторых, вместе с метро появится транспортно–пересадочный узел (ТПУ) в Кудрово с автовокзалом и перехватывающей парковкой. Это значит, что сотни автобусов, междугородних, пригородных и международных, не заедут в город. Они не будут загружать улицы, как и личные автомобили граждан. Мало кто осознает, что сейчас очень проблематично добавить дополнительные автобусы на действующие маршруты или открыть новые, потому что у станции метро “Улица Дыбенко” все забито, в несколько рядов все стоит с нарушением всех мер безопасности. А ведь Всеволожский район застраивается и застраивается, люди требуют автобусы, а город не согласовывает. При ТПУ с вместительной территорией таких проблем не будет", — прокомментировал "ДП" один из чиновников администрации Ленобласти.
По его данным, с федеральными деньгами метро в Кудрово к 2025 году появится безусловно, без федерального софинансирования — точные сроки назвать сложно. Однако пока в документах никто ничего не менял, официально указан 2025 год. "Редкий проект реализуется без проблем. Данный тянется с 2013 года, но мы не опускаем руки и ищем возможности. Это обычная рутинная работа чиновника", — отметил собеседник издания.
Пока же субъектам в рамках этого проекта есть чем заняться и без денег от Москвы. Например, разобраться с землей и лесами на ней для строительства депо, подготовить проект планировки территории (ППТ) метро "Кудрово" на территории как Ленобласти, так и Петербурга, а также выполнить проектирование. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Смольного, к слову, планирует объявить конкурсные процедуры по данным работам в 2020 году.

Муринский узел

Еще один клубок транспортных проблем Ленобласти должно решить строительство ТПУ "Девяткино" рядом с одноименной станцией метро в Мурино. Этот проект Ленобласть будет реализовывать совместно с инвестором. Есть двое желающих — ОАО "Гатчинапассажиравтотранс" (дочернее предприятие холдинга "Питеравто") и девелоперская компания "Стейт". Коронавирус подрезал экономику обоих, но ни один не отказался от участия в проекте, сообщили "ДП" в правительстве Ленобласти. Однако у одного инвестора получается вписаться в границы земельного участка, определенного ППТ под ТПУ, а у другого нет.
В этом году власти намерены решить земельные вопросы для строительства пересадочного узла. КУГИ уже выходит на изъятие земель у собственников. Двое владельцев — "Капитал Строй" и "Запстрой" — готовы передать их договором дарения. Сложности могут возникнуть с землями племенного завода "Ручьи" площадью более 17 тыс. м2, который требует выкупа.
Однако самая большая проблема — высоковольтные ЛЭП, которые проходят между железной дорогой и жилищной застройкой. Из–за них проект разбит на два этапа. Первый — уместить между железной дорогой и охранной зоной ЛЭП автовокзал к 2023 году, второй — построить здание ТПУ с паркингами и трамвайными линиями на месте ЛЭП к 2035 году.
В целом процесс реализации ТПУ "Девяткино" власти оценивают как вяло движущийся, но поступательный. В положительном исходе никто не сомневается, поскольку "никаких альтернатив нет", ведь вокзал на восточной стороне Мурино снесут. Ну и развязка с КАД в Западном Мурино реализуется только благодаря будущему ТПУ.
Глядишь, к моменту, когда в регионе появятся оба ТПУ, повысится и качество оказания транспортных услуг.
К 2025 году Ленобласть запланировала провести транспортную реформу, поскольку нынешняя модель, основанная на принципе самоокупаемости, морально устарела. Первым шагом планируется внедрить комплекс цифровых сервисов, которые обеспечат удобство и комфорт пассажирам, а региону предоставят качественные инструменты управления пассажирскими перевозками. Вторым шагом реформы станет переход в 2024 году на систему брутто–контрактов, когда регион заказывает у перевозчиков транспортную работу и оплачивает ее, а деньги за проезд берет себе.
Третий шаг — передача с 2025 года на региональный уровень полномочий органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания.
Материал подготовлен специально для Рейтинга Ленинградской области — 2020