Дарья Дмитриева Все статьи автора
29 июля 2020, 06:00 141

Цифровой фундамент

Почему застройщики не любят стартапы и стараются оцифровываться самостоятельно?

Сегодня, когда среди крупных корпораций стало модно создавать собственные венчурные фонды и вкладываться в стартапы, российский строительный сектор выбивается из тренда. Инвестиции в "цифру" здесь, конечно, есть, но зачастую компании или подсматривают идеи на рынке открытых инноваций, или создают собственные "гибкие" проекты.

По данным ВШЭ, в 2017 году удельный вес организаций, осуществляющих инновации, в строительной сфере составлял всего лишь 1,8%. В экономике это самый низкий показатель, даже у сельского хозяйства доля инновационности вдвое выше, а в обрабатывающей промышленности этот показатель больше в 10 раз. При этом удельный вес чего–либо инновационного в объеме отгруженных товаров и услуг в стройке вообще стремится к нулю.

Попытки собрать стартапы для строительной сферы, конечно, есть. Например, в марте Glorax Infotech (входит в Glorax Group) запустила акселератор IT–стартапов в сфере недвижимости и девелопменте с общей суммой фонда до 1 млрд рублей. "Ранее в рамках направления Glorax Infotech мы точечно инвестировали в различные прогрессивные цифровые сервисы и приложения в развитии потребительских инноваций и бизнес–услуг", — рассказывает основатель Glorax Group Андрей Биржин.

C 2017 года на российском рынке работает компания PropTech Russia, помогающая находить инвесторов в проекты. В Технопарке Санкт–Петербурга тоже организуют инвестиционные сессии для стартапов и технологических предпринимателей. Но в целом российский строительный рынок продолжает относиться к стартапам настороженно.

Не хватает BIM–опыта

Взять, например, самую перспективную и популярную технологию — BIM–моделирование. По оценкам экспертов, такая "оцифровка" проекта и процессов на стройплощадке позволяет сократить сроки строительства от 20 до 50%, на 40% снижаются погрешности в проектной документации. Программные продукты, основанные на BIM, предлагают как IT–компании с именем, так и стартапы. Но к последним интерес значительно ниже.

В группе "Эталон" отмечают, что чаще всего используют готовые программные продукты, представленные на рынке, но в случае ограниченности функциональных инструментов в них создают собственные решения. Например, web–приложение для управления проектами на базе BIM компания создавала самостоятельно.

"За рынком стартапов мы, конечно же, следим, иногда, при высокой оценке потенциала, тестируем на наших проектах, — говорит Арсентий Сидоров, генеральный директор НТЦ “Эталон” (входит в группу “Эталон”). — Если перечислять, то это и 3D–принтеры, дроны–квадрокоптеры, программы с разным уровнем сложности, камеры с фотоаналитикой и прочие".

"BIM — это относительно молодая отрасль. Специалистов в ней мало, им нужно самим набираться опыта. И я не рекомендовал бы с серьезными проектами обращаться к совсем молодым стартапам, потому что зачастую они не имеют должного опыта работы, хотя стоимость их услуг может быть существенно ниже", — отмечает к.э.н., основатель компании Development Systems (входит в экосистему бизнеса группы RBI) Сергей Веселов.

Все сделаем сами

Другой пример — Uber–модели в сфере недвижимости. В ГК "КВС" отмечают, что ситуация с пандемией стала примером окупаемости таких сервисов. "Запущенный в начале 2019 года онлайн–магазин квартир в самоизоляцию приобрел совершенно иное значение, он позволил стабильно вести бизнес, когда закрылись офисы, МФЦ", — рассказывает генеральный директор агентства недвижимости ГК "КВС" Анжелика Альшаева. Но это тоже не стартап, а собственная разработка.

Строительная сфера пока находится в самом начале цифрового пути, рассуждает Альшаева. Сейчас внедряются те решения, которые можно назвать базовыми, — это онлайн–сервисы по коммуникации с потребителями: приложения для управляющих компаний, платформы онлайн–продаж, аналогичные онлайн–магазинам. В ГК "КВС" есть собственное подразделение, которое курирует и частично занимается разработкой сервисов, хотя в компании все–таки привлекают к сотрудничеству IT–компании. Например, недавно заключили соглашение с московским разработчиком SRG, что позволило сделать апгрейд сервиса по продаже недвижимости, в частности расширить список банков по ипотеке.

В строительной группе "ПИК" тоже внедряют эффективные IT–решения, не привлекая сторонние стартапы. "Мы предпочитаем развивать экосистему внутри компании. Собственные PropTech и ConTech решения позволяют грамотно управлять проектами, улучшать качество клиентских сервисов. Мы готовы делиться своими IT–разработками и с другими застройщиками", — отмечает первый вице–президент ПИК Александр Прыгунков.

Похожих примеров сотрудничества стройки и IT на рынке немало. "Более 5 лет назад в процессе реализации нашего первого smart–дома настоящим know–how на рынке жилищного строительства стала IP–видеодомофония — стартап–проект, разработанный LEGENDA совместно с молодой компанией–разработчиком, — рассказывает директор по маркетингу LEGENDA Всеволод Глазунов. — По мере развития продукта и появления нового поколения smart–комплексов IP–видеодомофон Steward обрастал новым функционалом, и сегодня система позволяет управлять доступом на территорию комплекса, вести видеонаблюдение, связываться с охраной, получать сообщения от управляющей компании, отслеживать погоду, участвовать в опросах и многое другое".

Лишние на рынке

Наладить контакт с заказчиком рынка недвижимости, в том числе в сегменте PropTech, для создателей стартапа непросто, признается Олег Новиков, СМО проекта Ninsar (сервис навигации по бизнес–центрам и ТРЦ). Однако ТРЦ в целом готовы к инновациям, перспективы большие, говорит он. В свой продукт разработчики вложили около 3 млн рублей в 2018–2019 годах, в 2020 году они надеются привлечь около $250 тыс. на доработку технологии.

В результате многие разработчики создают свои проекты, ориентируясь на внешние рынки. Максим Заикин, СЕО Gethome.online (сервис для управления арендуемой недвижимостью), говорит, что планирует привлечь инвестиции от $100 тыс. в США. "Привлечь средства в России сложнее. Мы интегрируем платформу с американскими PMS–системами управления недвижимостью", — рассказывает Заикин.

"Проблема в том, что в России сейчас практически нет экзитов, а рынок венчурных инвестиций у нас не очень живой, поэтому многие разработчики надеются выйти со своими идеями на рынки Европы, Америки, Гонконга и закладывают их особенности в свою бизнес–модель", — подтверждает генеральный директор PropTech Russia Роман Евстратов.

При этом эксперт уверен, что для застройщиков привлекать стартапы было бы куда перспективнее, чем развивать решения in–house. "Авторы проектов работают с конкретными и узкими проблемами, поэтому они предлагают более действенные кейсы. Но, оценивая все возможные риски, компании часто отказываются инвестировать в свежие решения", — говорит он.

Андрей Биржин согласен, что на пути цифровизации строительная отрасль находится в роли догоняющих. В пользу инноваций верят многие, но лишь единицы готовы инвестировать в новые технологии.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама