Вроде бы уже почти все можно, но вообще–то ничего нельзя. Невнятная система коронавирусных запретов и ограничений ставит театры в двусмысленное положение. Работать коллективам как–то надо, а показывать спектакли публике можно как будто бы только Мариинскому театру. Между тем национальное достояние России — Александринский театр — выходит из отпуска 1 августа. Репетиции — репетициями: ждет своего звездного часа премьера Андрия Жолдака "Нана" по мотивам романа Золя для Новой сцены театра (ее буквально на взлете подрезал карантин). Валерий Фокин сочиняет дилогию об Александре II и Александре III "Отец и сын". Новые спектакли готовят Андрей Калинин, Антон Оконешников и, как говорится, мн. др. Пока в театре не придумали, как выполнять еженедельно меняющиеся требования Роспотребнадзора и остаться в живых, здесь обратились к собственному суперуспешному опыту видеотрансляций. Транслировать будут не записи, а живые, здесь и сейчас играемые спектакли.
Первый, еще мартовский блин такого рода оказался как нельзя более круглым. Премьера постановки Теодороса Терзопулоса "Маузер" прошла буквально между струй, уже после закрытия театров для народа, но за день до запрета на вход для самих театралов. Медиатека Александринки и пришлые специалисты обеспечили отличное качество картинки и звука в сети "ВКонтакте" и приложении "Триколора". Спектакль о почти потусторонней силе (русской революции), разрубающей любые человеческие связи, стал художественным прологом к четырем месяцам всеобщей самоизоляции.
Теперь там же, с тем же качеством и эффектом присутствия можно будет увидеть несколько репертуарных — но не самых широко известных — опусов Александринского театра.
4 и 5 августа надо смотреть революционный капустник Виктора Рыжакова "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал", в котором крупные планы пойдут на пользу залихватским номерам и куплетам молодых артистов труппы, в особенности Комиссару — великолепной Анне Блиновой.
8 и 9 августа из черного кабинета Новой сцены пройдет трансляция "Демагога" Хуго Эрикссена по пьесе Кирилла Фокина — несколько неровное и нервное, зато до крайности актуальное эссе об античной истории и политике.
13 и 14 августа на основной сцене театра покажут "Ворона", первый александринский спектакль нынешнего главного режиссера Николая Рощина по пьесе Карло Гоцци, полный злой бутафории и объемных метафор.
21 и 22 августа в Александринском интернете — Андрий Жолдак, да не тот. Сновидческая фантазия "По ту сторону занавеса" по "Трем сестрам" была поставлена в 2016 году. "В реале" редко идущий спектакль видят только 130 зрителей, помещенных прямо на сцену, так что трансляция — великолепный шанс познакомиться с новой александринской классикой.
Увы, точным расписанием до сих пор не может похвастаться разрекламированная еще в мае (с помощью интернет–спектакля по рассказу и пьесе Бориса Акунина "Драма на шоссэ") специальная онлайн–серия Александринского театра "Другая сцена". Она должна запуститься с 16 августа.
Куратор программы режиссер Антон Оконешников обещает самые разнообразные виртуальные чудеса. На "Другой сцене" покажут и его собственный интерактивный спектакль "Театр у аппарата" — телефонный тет–а–тет с кем–то из корифеев Александринки, который, по замыслу Анны Соколовой и драматурга Алины Шклярской, может повернуться и так и эдак в зависимости от ответов зрителя на хитрые вопросы.
В планах — интригующие "онлайн–консультации в жанре мокьюментари Information delivery" от Марии Блиновой и Дмитрия Крестьянкина и загадочный "документальный социальный форум–театр “Через час”" Алексея Едошина и Ксении Савельевой. Чуть более предсказуемы онлайн–перформанс Владимира Варнавы "Зачем такой танец?", онлайн–концерт композитора Даниила Коронкевича "Рейв над городом" на домашней кухне, онлайн–читки новых пьес магистрантов РГИСИ и экспериментальный аудиовизуальный перформанс "Микробиом". Последний, несмотря на таинственное название и сложные условия игры (участники выращивают в чашках Петри колонии бактерий, озвучивают их с помощью специальной компьютерной программы и музицируют со своими ноутбуками ансамблем под управлением автора идеи Андрея Бундина), звучит успокаивающе понятно — как электронное бурчание, разбавляемое вовсе не бактериального происхождения шумами и человеческими голосами.
Плюс два инстаграм–спектакля — уже выходивший в эфир симпатичный опус Семена Серзина "Радио “Свобода”" (который, заметим, то ли будет включен в программу, то ли нет) и новенькая постановка магистрантов РГИСИ "Синяя борода". Придется следить за руками и обновлениями календаря на сайте.