Пандемия коронавируса лишила дохода фермерские хозяйства,развивающие в Ленобласти экотуризм. Но только на некоторое время.
Первый бум экотуризма произошел еще 2 года назад. Так сообщили "ДП" в Ассоциации крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленобласти и Петербурга. Тем не менее, по словам президента ассоциации Михаила Шконды, пандемия серьезно повлияла на такие предприятия. "Недополучена прибыль, гостевые дома были закрыты, ничего не работало до ослабления карантинных мер", — продолжает эксперт. Он говорит, что большинство внеплановых ветеринарных проверок отменили, а некоторые были проведены в связи с пандемией. "Безусловно, убытки были. Основная цель владельцев агрохозяйств — продажа сельхозпродукции, без туристов прибыли меньше", — отметил он.
Приходите завтра
Владельцы страусиных ферм заявили, что понесли серьезные убытки в связи с отменой экскурсий в летнее время. Всего в Ленинградской области четыре действующих хозяйства, где можно посмотреть на экзотических птиц, — во Всеволожском, Выборгском, Лужском и Приозерском районах. Здесь посетителям предлагают не только покормить страусов, но и приобрести их яйца, а в некоторых случаях даже мясо. Средняя стоимость посещения страусиной фермы — 250 рублей, при этом в выходной день количество желающих достигает 60 человек. Однако нынешнее лето для фермеров началось не с прибыли, а с убытков.
"Мы никого не впускали во время карантина. Люди приезжали, а мы вынуждены были просить их посетить нас после снятия всех ограничений. Гостиницу тоже пришлось закрыть", — рассказал "ДП" владелец страусиной фермы "Австралийский хутор" в Выборгском районе Владимир Алкснис. "И пришлось занимать деньги. Наш доход меняется в зависимости от сезона: осень, зима, весна — сельская продукция, а летом — экскурсии", — продолжает собеседник. При этом Алкснис добавил, что цены на билеты остаются прежними.
Страусы несут яйца только летом, поэтому в другое время года достать их невозможно. Из–за отсутствия туристов некоторым фермерским хозяйствам приходится избавляться от птиц или даже задумываться о закрытии.
Как сообщил "ДП" владелец страусиной фермы во Всеволожском районе Василий Метельников, в период пандемии более двух месяцев хозяйство было закрыто для посещений.
"Сейчас три–пять человек приедут, посмотрят, но больших автобусов уже не ждем. Многие мои знакомые, разводящие страусов, зарезали или продали их из–за кризиса. Не знаю, как мы справимся с проблемами в этом году. Приходится брать кредиты", — говорит фермер. Однако, несмотря на убытки, цены поднимать не планирует и Метельников.
"Перед пандемией народ приехал и скупил все, что можно было у нас приобрести", — рассказал "ДП" владелец страусиной фермы в Лужском районе Константин Власов. "К нам раньше приезжали автобусы с туристами и школьниками — этого всего мы лишились, ни одной большой экскурсии не было, только частники".
Фермер отметил, что желание взять кредит возникало, но от такой опции он все же отказался. После постепенного снятия карантина на территорию хозяйства начали заглядывать туристы. "Сейчас людей меньше, но мы как продавали свою продукцию, так и продаем", — комментирует Власов. При этом он напомнил, что 99% дохода в летнее время поступает именно за счет туристов: "Осенью, когда пойдут дожди, никто уже на экскурсию не поедет".
Самоизоляция влетела в копеечку
Пандемия пришлась на сезон летних экскурсий, в связи с чем предприятия сельского туризма были вынуждены простоять без посетителей первую половину сезона. О приостановлении туристических экомаршрутов сообщила "ДП" председатель совета потребительского общества социальных программ "Присвирье" в Подпорожском районе Татьяна Макрушич. "Экскурсии весь май не проводились. Последняя туристическая группа из Петербурга была в конце апреля, и далее затишье из–за приостановления работы турфирм. Внутренние маршруты были возобновлены только в первых числах июня, и то маленькими группами по пять человек", — комментирует она. По словам Макрушич, по сравнению с прошлым годом организация потеряла порядка 75% прибыли.
Отмена массовых мероприятий и закрытие ресторанов в Петербурге сказались и на доходе гастрономического агрохозяйства ООО "Заречье" в Лужском районе. "В период пандемии все мероприятия отменились, для нас это серьезный убыток. Мы зарабатываем не только на туристах, но и в первую очередь — на продаже своей продукции. У нас были договоры с несколькими ресторанами, а они закрылись на время карантина", — поделилась с "ДП" глава предприятия Ирина Руденко. Однако, несмотря на убытки, владельцы "Заречья" снизили цены на фермерскую продукцию для некоторых постоянных клиентов. "В период пандемии ко мне обратилась семья, в которой болел ребенок. Отец остался без работы, и на молоко денег не хватало. Решили для них снизить цену", — рассказала Руденко.
Также об убытках во время карантина рассказал "ДП" глава крестьянского фермерского хозяйства "Гришино" в Подпорожском районе Владислав Кирбятьев. "В период пандемии у нас встали все продажи. Мы поставляем иван–чай в небольшие экомагазины Петербурга, многие приостановили работу, в связи чем продаж не было", — комментирует фермер. Однако из–за закрытия границ городские жители самоизолировались на природе, в связи с чем вырос спрос на гостевые дома на экофермах. "В нашем поселении жизнь во время пандемии была более бурной, чем обычно. Люди приезжали изначально на 7 дней, а оставались на 2 месяца", — говорит Кирбятьев.
В итоге случился бум
Фермерские хозяйства в период пандемии работу приостановить не могли, поскольку животные требуют ухода независимо от обстоятельств. Если раньше за экопродуктами туристы приезжали сами, то во время карантина фермерам пришлось стать курьерами.
"Мы пили молоко сами и друзьям раздавали, так как продажи приостановились полностью почти на месяц. Далее нас включили в список приоритетных направлений, которым было разрешено реализовывать продукты первой необходимости, и, соблюдая санитарные нормы, мы развозили продукцию до квартир", — сообщила "ДП" директор семейного туристического центра "Ферма Радости" в Выборгском районе Марина Альцагирова.
И все же бум сельского туризма в Ленобласти после долгого застоя произошел. Пока выездной туризм невозможен, жители мегаполисов все больше выбирают отдых рядом с природой. По словам Альцагировой, наплыв туристов наблюдается с июня.
"Так как всем сейчас не уехать, у нас полностью вся ближайшая территория “оккупирована” посетителями", — добавляет собеседник "ДП".