Петербургский бизнес в кризис: борьба и выживание

"Деловой Петербург" начинает цикл интервью "Петербургский бизнес побеждает кризис" с бизнесменами города о том, как они преодолевают кризисный период в экономике. Насколько получается или не получается перепрофилировать свой вид деятельности, находить новые форматы работы.

Больше 25 лет компания производила мобильные планетарии и надувные конструкции для праздников, спортивных шоу и концертов, пока не разразилась пандемия. По признанию генерального директора, в 2020 году его бизнес пережил худшие времена за все кризисы. Но, несмотря на полное отсутствие поддержки от города, компания не сдалась, а перепрофилировалась и теперь зарабатывает на производстве кабинок и рамок для дезинфекции, а также напольных диспенсеров. Подробности выхода из кризиса рассказал в интервью dp.ru генеральный директор и владелец компании Леонид Дрецер.

Чем занималась ваша компания до периода самоизоляции?

— Мы уже 25 лет производим нестандартные конструкции для массовых мероприятий: праздников, карнавалов, шествий, спортивных шоу и концертов. У нас широкий спектр продукции, но почти вся она связана со сферой развлечений. Как правило, это не типовые, а очень креативные изделия. Основное направление составляют надувные фигуры: большие, маленькие, с дополнительными световыми эффектами. Это может быть простейший воздушный шар с рекламой или, наоборот, сложный в производстве дракон, который плыл по водоёму на Фестивале света в Москве. Он состоял из большого количества отдельных с виду объектов, которые соединялись между собой под водой, причём каждый горбик светился и двигался самостоятельно. Также мы выпускаем пневмокостюмы до 3–4 метров в высоту. В таком костюме человек может принять участие в карнавальном шествии: он будет идти, например, по Невскому проспекту, помахивая руками или хвостом. Особняком стоит изготовление сферических экранов. Наиболее популярными сферическими экранами для полнокупольного проецирования, то есть проецирования изображения на 360 градусов, являются школьные планетарии. Это надувные купола, которые очень компактны в сложенном виде и появляются буквально из сумки.
Леонид Дрецер

Как пандемия изменила ваш бизнес?

— Когда наша продукция перестала быть востребована, мы начали думать, как применить используемые на производстве технологии к новой жизни. Первое, что пришло мне в голову, — это использовать палатки, которые мы выпускаем для массовых мероприятий. Я предполагал, что из них можно сделать госпитали. Но в странах, которые первые столкнулись с пандемией и в которых на тот момент было более тяжёлое положение, — это Китай, Италия, Мексика — использовали такие палатки для дезинфекции. В них устанавливали форсунки, через которые распыляли дезинфицирующий раствор. Мы подумали, что можем доработать свои палатки, и с этого начали. Быстро убедились, что вместо надувной палатки для тех же целей можно использовать кабину — более качественную конструкцию. Кабина не такая громоздкая, но тоже быстро собирается, имеет более лёгкий каркас и тент, оснащена генератором тумана. Одним словом, рынок воспринял её гораздо лучше. Хотя до этого момента кабин не было нигде в России, позже оказалось, что я изобрёл велосипед, потому что кабины были в Китае. Мы быстро сделали следующий шаг и вместо кабин стали выпускать рамки — этого мы уже не видели нигде. Рамки оказались ещё более интересны для рынка — совсем простые для сборки и компактные, причём выполняющие ту же функцию, но не на улице, а внутри помещения, во входной группе.

Как происходит дезинфекция?

— Мы применяем довольно оригинальный способ распыления. Мы не используем никаких форсунок, шлангов и насосов высокого давления, как это принято делать для распыления растворов, например, в теплицах. Мы используем промышленные пьезоэлементы, которые с помощью ультразвука прямо в ёмкостях с раствором распыляют дезинфицирующее средство. Получается огромное количество тумана, которое нам надо просто отправить в нужное место. Мы создаём вентиляционный канал, через который туман выходит и окутывает человека. Поскольку наш туман гораздо более мелкодисперсный, чем туман, созданный другими способами, он заходит во все труднодоступные места и обеззараживает и одежду, и участки тела.

Новый бизнес полностью заместил прежний или стал дополнением к нему?

— За месяцы пандемии, которые уже прошли, были разные периоды. Началось с того, что в марте и частично в апреле изделия, которые мы выпускали более 20 лет, не покупали вообще. В этот период мы выполняли только заказы для борьбы с коронавирусом. Это палатки, кабины и напольные диспенсеры. Потом постепенно количество заказов нашей основной продукции стало увеличиваться, и сейчас мы выпускаем одновременно и рамки для дезинфекции (кабины уже почти не продаются), и надувные конструкции — только сегодня сдавали огромные надувные фигуры.

Какую поддержку вы получили от города?

— Никакую.

Вы планируете возвращаться к старому виду деятельности в полном объёме?

— Конечно, мы уже возвращаемся. Мы пока не отменяем рамки для дезинфекции и напольные диспенсеры, потому что их спрашивают и мы на них зарабатываем. А что касается надувных конструкций, количество их заказов стало расти, сейчас мы имеем уже почти полную загрузку по ним. Правда, не буду лукавить, это случилось в последние недели полторы. В этом году, наверное, производство пережило худшие времена за все кризисы, хотя мы их уже пережили несколько. Связано это с тем, что кризис был не финансовый, не технологический, а просто был выключен весь сектор рынка, на который мы работали. Бороться с этим было невозможно никак, просто в этом сегменте рынка ничего не было нужно. Сначала мы производили только дезинфицирующие конструкции, выручка от их продажи составляла 100% общей выручки, но она никак не покрывала затраты на действующее производство. На сегодняшний день выручка от продажи дезинфицирующих конструкций составляет меньше половины общей выручки.

Как поменялась ваша целевая аудитория?

— Целевая аудитория нашей основной продукции никак не пересекается с целевой аудиторией, которой мы продаем устройства для дезинфекции. Кабины, рамки и напольные диспенсеры мы продаём медицинским учреждениям, которые сами на нас вышли, и интеграторам — компаниям-посредникам, которые ищут клиентов, заказывают продукцию на производстве и пытаются её реализовать. Иногда интеграторы находят и новые рынки сбыта. Так, в преддверии нового учебного года нам предложили поставлять дезинфицирующие рамки для размещения во входной группе образовательных учреждений.

Была ли свободна занятая вами ниша? Появились ли у вас конкуренты?

— Это не первый раз, когда мы выходим на рынок, которого нет. Рынок не был сформирован, этой продукции не было совсем. Ни дорогой, ни дешёвой, ни иностранной, ни отечественной. Это всегда трудно, потому что продукт непонятен, неизвестен. Нам пришлось формировать этот рынок, в том числе ценовую политику. Но мы недолго были в одиночестве. Спустя несколько недель после того, как мы вывесили на своём сайте предложение новой продукции, на рынке стали появляться не только копии наших товаров, но и собственные разработки других компаний. То есть наши конкуренты по-своему находили аналогичное решение. Сейчас существует огромное количество предложений: 10, а то и 20 компаний, которые производят или говорят, что производят аналогичные изделия. Рынок наполнен и, скорее всего, уже переполнен.
Видео версию интервью можно посмотреть по ссылке.