Петростат опубликовал бюллетень "Предположительная численность населения Санкт–Петербурга и Ленинградской области до 2035 года". Содержание документа несколько противоречит его названию. Во–первых, прогноз дается вплоть до 2036 года, который с недавнего времени приобрел некоторый ореол судьбоносности. Во–вторых, публикуемые данные касаются всех субъектов СЗФО, что дает возможность оценить и прикинуть будущее соседних регионов с демографической точки зрения.
Гадание на компиляции
Руководитель Петростата Олег Никифоров пояснил "ДП", что бюллетень не является самостоятельным продуктом, а "представляет собой компиляцию таблиц прогноза численности населения, формируемых ежегодно на федеральном уровне Росстатом в целом по России". При этом Росстат предлагает три сценария развития (низкий, средний и высокий), но в публикации регионального управления статистики приведен только средний.
"Такие прогнозы нельзя рассматривать как простую экстраполяцию данных о населении в динамике. Они учитывают многие факторы. Текущие демографические события (например, пандемия коронавируса 2020 года) при расчете прогноза не учитываются, поскольку за базовый принимается предыдущий год. Но в 2021 году, безусловно, будут учтены особенности формирования показателей смертности, рождаемости, миграции", — рассказал Никифоров.
Значимости нынешнему бюллетеню добавляет перенос Всероссийской переписи населения на следующий год. Соответственно, руководствоваться прогнозными, а не реальными показателями при составлении макроэкономических планов и принятии стратегических решений специалистам разных уровней и направлений придется на год дольше. Это неминуемо снижает их точность и качество. Как ни крути, именно перепись, при всем несовершенстве механизмов ее проведения, остается главным и единственным средством понять, сколько нас на самом деле. И почему не везде на Руси нам жить одинаково хорошо.
"Это информация, которая помогает определить изменяющиеся потребности в новых дорогах, больницах, школах. Ее можно назвать “бюджетообразующей”, ведь сложные финансовые отношения между регионами и центром формируются в том числе на ее основе. Еще она имеет большое значение при реагировании на чрезвычайные ситуации после стихийных бедствий, помогает эпидемиологам и работникам общественного здравоохранения отслеживать вспышки болезней, вести работу по улучшению здоровья детей. Разумеется, она позволяет отслеживать количество и состав рабочей силы, трудовую миграцию — внешнюю и внутреннюю. Эти данные важны для коммерческого сектора, позволяя более точно осуществлять территориальное планирование, учитывая изменения в распределении количества и составе населения страны по ее территории", — говорит доцент факультета экономики Европейского университета в Петербурге Юлия Раскина.
Гостеприимный анклав
Итак, что же сулит росстатовский прогноз Северо–Западу? С 2021 по 2036 год население федерального округа (как и России в целом) будет плавно сокращаться, теряя по несколько тысяч человек в год, и в итоге станет меньше на 1%. В абсолютных цифрах — на 140,3 тыс. человек. То есть исчезнут примерно два Всеволожска или полторы Гатчины. Впрочем, такие сравнения пусть всегда и наглядны, но — грубы и условны. А в данном случае еще более некорректны. Ведь Ленинградская область входит в число трех субъектов СЗФО, которым прогнозисты к 2036 году обещают пусть небольшой, но рост. Так что волноваться не стоит. Гатчина и Всеволожск уцелеют.
Компанию области в списке счастливчиков составляют Петербург и Калининградская область. При этом рост населения везде будет обеспечиваться внутренней миграцией, а не демографическими успехами молодоженов, вдохновленных повышением материнского капитала.
Согласно прогнозу, естественная убыль населения с 2021 по 2035 год будет составлять по 11–12 тыс. человек в год в Ленинградской области, по 3–4 тыс. в Калининградской и по 12–13 тыс. в Петербурге (с заметным взлетом начиная с 2023–го — видимо, интересный грядет год). С Петербургом и областью как точками притяжения переселенцев из глубинки все понятно. Нет сюрприза и с Калининградом.
"Хороший климат, практически отсутствует зима, что положительно влияет на размер коммунальных платежей. Плотность населения достаточно велика по российским меркам, но по европейским — вполне неплоха. Ну и, наконец, многие граждане любят ездить в Европу, а из Калининграда это делать существенно проще, даже чем из Москвы и Петербурга. Что касается потребительских цен, то я бы сказал так: немного дешевле, чем в Петербурге, немного дороже, чем в Пскове. Вовсе не смертельно по российским масштабам", — комментирует профессор СПбГЭУ Николай Межевич.
Вполне объяснимо, что желание перебраться поближе к европейским границам в ближайшие годы среди активной части россиян будет нарастать. Сухая цифирь здесь лишь подтверждает социальные и внутриполитические процессы. Причем ехать на блаженный Северо–Запад будут издалека.
— Псковская, Новгородская и Архангельская области уже отдали все, что могли. И еще немного сверх того. Поэтому переселение будет развиваться по линии, условно говоря, Екатеринбург — Калининград, или Улан–Удэ — Петербург, — констатирует Николай Межевич.
Впрочем, по данным Росстата, больше всего на Северо–Запад едут из Центрального, Приволжского и Южного федеральных округов, а вовсе не с Урала или из Сибири. Николай Межевич полагает, что пандемия 2020 года, вероятнее всего, не окажет заметного влияния на интенсивность и направления внутренней миграции. Россияне вряд ли решат массово прятаться от коронавируса в глуши и деревне, как прятались от голода в начале 1990–х. Так что урбанизация не замедлится, и те, кто временно покинул мегаполисы, наверняка в них вернутся.
Автономный фактор
Отдельно стоит сказать про Ненецкий АО, не так давно отстоявший свою независимость от Архангельской области. Традиционно его статистические показатели считают вместе с большим соседом. Однако если выделить их в отдельную строку, то автономный округ станет единственным субъектом СЗФО, в котором в последующие 16 лет планируется ежегодный прирост, а не убыль населения (в пределах 100 человек в год). К 2036–му, правда, общая численность все равно сократится, но едва заметно, на доли процента.
А вот Архангельская область, если считать ее без НАО, оказывается в аутсайдерах — там к 2036 году людей станет меньше на 12,4%. Хуже дела ожидаются лишь в Республике Коми с антирекордом в 16,3%. Также чуть больше 10% потеряет Новгородчина.
Поднять себе настроение можно попробовать, взглянув на высокий вариант прогноза, который, по идее, должен сулить более радужные (слово употреблено в значении "хорошие". — Ред.) перспективы. Действительно, по нему население СЗФО к 2036 году вырастет на 4,3%. Однако произойдет это за счет все тех же трех регионов. С добавкой в виде маленького, но гордого Ненецкого АО.