Путёвое покрытие: как в Петербурге началась эпоха асфальта

6 июля 1838 года в Петербурге положили первый в России асфальт.

По сравнению с грунтовкой, раскисающей в грязь после первого же весеннего дождика, булыжная мостовая — это светлое дерзание технической мысли. Ездить по ней тряско и муторно, зато она практически вечная. Брусчатка, конечно, практичнее будет, но дороговата для городской казны и труда требует просто невероятного. Торцовая мостовая дешевле, да еще и красива как паркет в бальном зале, но чуть какое наводнение — всплывает. В общем, до 6 июля 1838 года выбор вариантов дорожного покрытия был невелик. Даже в столичном Петербурге. А потом началась эпоха асфальта.
Справедливости ради надо сказать, что прихода этой эпохи никто толком и не заметил. Выглядело это как забавный опыт чудака–инженера, выпросившего у властей разрешение благоустроить участок тротуара в центре города. Всего–то несколько метров вдоль забора стройплощадки Исаакиевского собора со стороны моста. Грязища там была, как это обычно и бывает, непролазная. Дождались сухого, не дождливого дня — а на 6 июля как раз такая погода и выпала, — выложили дорожку кирпичом, а сверху вылили смесь разогретого асфальта с гранитной крошкой и разровняли. Подождали немного, гоняя любопытную публику, порывавшуюся сразу же пройтись по теплому покрытию. Получилось ровно, красиво, сухо, а главное — быстро. И прочно — на несколько лет хватило!

Герой борьбы за твердость

Автор этого опыта, Иван Федорович Буттац, был серьезным инженером и опытным проектировщиком, даром что на момент описываемых событий ему не было еще и тридцати. Самостоятельных проектов за ним к этому времени числилось не много, но зато он успел приложить руку к строительству нескольких мостов, проектированию купола Троице–Измайловского собора и так далее. К слову сказать, он и в строительстве Аничкова моста принял участие, только это было двумя годами позже, в 1840–м. А тема с асфальтом была его коньком, интересовала особо. Ведь то, что плохие дороги — одна из главных бед России, было понятно уже в те времена.
Удачный опыт решено было продолжить в следующем, 1839 году. В качестве полигона выбрали тротуары у съезда с Тучкова моста, где по теплому времени стояли непросыхающие лужи. Площадка получилась невелика — 45 погонных сажен в длину и 5 футов в ширину, то есть, по нашим нынешним меркам, порядка 210 м2. Подсыпали земли, залили, укатали, а поскольку асфальтовой смеси было заготовлено с запасом, в качестве бонуса заасфальтировали еще и сам въезд на мост — еще порядка "квадратов" пяти. Городское начальство осталось очень довольно, несмотря на то что удовольствие получилось не из дешевых: стоимость одного квадратного метра нового покрытия упиралась в 14 рублей. На короткое время заасфальтированный участок стал местом паломничества любопытных горожан, разумеется никогда не видевших ничего подобного. А потом, как это часто бывает, о новинке забыли. Практично, конечно, красиво, но дорого же, очень дорого!

Победное шествие

Инженер Буттац обивал пороги министерств, губернаторов и градоначальников, но достучаться до потенциально заинтересованных лиц получилось не сразу, а только через четверть века. Впрочем, времени Иван Федорович не терял: разработал несколько вариантов смесей, максимально снизил себестоимость производства, нашел источник сырья и к 1872 году выстроил на берегу Волги в паре десятков километров от Сызрани первый в истории России асфальтовый завод.
Это уже был другой масштаб, совсем другое дело и объемы, совсем другие коммерческие предложения. Так что вскоре Московская городская дума передала ему заказ на асфальтирование Тверской улицы с бюджетом 50 тыс. рублей, а там и другие города начали подтягиваться, осознав, насколько новое покрытие лучше всего, что было раньше. Жаль только, что сам Буттац до победного шествия асфальтовых дорог по стране не дожил, скончавшись в 1876–м. Но память он по себе оставил такую, что может позавидовать иной император древности. 1 200 000 километров асфальтированных дорог по всей России — это не шутка. Жалко только, что памятник есть, а имя героя как–то подзабылось.