07:4906 июля 202007:49
6700просмотров
07:4906 июля 2020
Голосование по поправкам в Конституцию состоялось, и его результаты теперь — медицинский факт. Итоговые цифры оказались выше, чем прогнозировали эксперты. И здесь есть тема для обсуждения.
Использованный формат до этого ни разу не практиковался. В стране никогда не проводилось голосование в течение 7 дней. Не было избирательных участков во дворах домов и на предприятиях — в местах, наиболее приближенных к избирателям. Эти новации официально объясняются прежде всего стремлением избежать рисков, связанных с угрозой коронавируса. Но они же оказались и максимально удобными формами для всех, кто пожелал волеизъявиться.
Позитивные итоги ставят вопрос о дальнейшем использовании полученного опыта. Будет ли он применен в других электоральных процессах? Положения закона о голосовании не тождественны (сейчас) содержанию законов о выборах. Нет понятия "день тишины", нет агитации за и против, нет наблюдателей от партий и кандидатов, но активное обсуждение ведется все 7 дней, в этот же период открыто публикуются и обсуждаются экзитполы и т. д. и т. п.
Соблюсти в течение недели все предусмотренные для голосования нормы при полноценных конкурентных выборах очень сложно. Кроме того, это очень большая нагрузка на членов избирательных комиссий и наблюдателей, ее надо будет как–то компенсировать.
Менять закон о выборах–2020 сейчас, когда они уже назначены по действующим нормам, — идея сомнительная. Почему бы тогда не менять правила за день до голосования или за час до закрытия участков?
Но на перспективу это более реалистично. И здесь есть два момента.
В случае сохранения эпидемиологической угрозы изменения будут вводиться обязательно. Вопрос — какие: разовые или постоянные?
Если же речь пойдет только об условиях, повышающих активность граждан, можно будет обратиться к международному опыту. В нем нет семидневного голосования. Но есть досрочное голосование вплоть до нескольких недель при крайне упрощенной возможности им воспользоваться. Термин "досрочное голосование" был скомпрометирован в нашей стране, но при определенных условиях к нему можно будет вернуться.
Другим распространенным приемом является не добровольное, а обязательное участие граждан в голосовании, за отказ от которого полагается штраф (и немаленький). Более двух десятков стран в Европе, Азии, Америке идут по этому пути. Это и стимулирует политическую активность, и пополняет бюджет.
Наконец, электронное голосование. Цифровые технологии приходят во все сферы нашей жизни. Именно они позволят и обезопасить участников электоральных процессов, и сделать их выбор максимально комфортным. Важно, чтобы результаты вызывали доверие, что достигается анализом получаемых экспериментальных данных и обсуждением особенностей данной технологии.
Законодательные нововведения, если они случатся, затронут всех россиян. Если говорить прицельно о петербуржцах, у них в истории с поправками в Конституцию был свой особый интерес.
Повышение самостоятельности регионов — эффективная мера прежде всего для субъектов Федерации, являющихся донорами, а не реципиентами федерального бюджета. Таких всего 13, в том числе и Петербург.
Поправка, определяющая, что кроме столицы Российской Федерации — Москвы — местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов госвласти может быть другой город, конечно же, не про Оренбург, Саратов или Читу, дай бог здоровья всем их жителям. Это конкретно про Петербург. Кроме того, создается новый конституционный орган — Государственный совет, с новыми широкими полномочиями, и место его дислокации тоже, скорее всего, будет на берегах Невы.
Конечно, такие изменения могут быть истолкованы по–разному.
С одной стороны — это новые возможности, социальные лифты и коммерческие заказы, трансферты из федерального бюджета. С другой стороны — это новые пробки и ограничения в центре. Но равнодушными они не оставляют.
Конституция меняется не часто. Более 25 лет прошло с прошлого всенародного голосования, выросло уже новое поколение, и следующий процесс изменений, возможно, предстоит теперь еще через четверть века. Каким он будет?