Завтра Градсовет оценит жилье на Витебской–товарной и на месте манежа на Большом пр. В.О.
Проект застройки территории станции Витебской железной дороги возле Лиговского пр. собирались вынести на обсуждение совета еще в сентябре минувшего года, но чуть ли не в последний момент рассмотрение его было отменено. "Мы–то считали, что все вопросы, которые решаются технически и не касаются архитектурной концепции, можно пройти (не снимая вопрос с рассмотрения Градсовета. — Ред.). Но Владимир Анатольевич (Григорьев, главный архитектор. — Ред.) потребовал довести до ума", — рассказал "ДП" соавтор проекта, гендиректор "Архитектурного бюро “А. Лен”" архитектор Сергей Орешкин.
Дорабатывать пришлось транспортную доступность (в частности, учесть предусмотренную Генпланом пробивку ныне тупиковой Тосиной ул. до Касимовской ул.). Также требовалось определить статус смежных территорий по соседству с санитарными зонами Росрезерва и снять замечания по спортивным объектам и по школе (ее проект разработан ОАО "ЛенНИИпроект"). Школа должна обеспечить местами не только отдаваемую под застройку территорию, но и два предыдущих проекта холдинга Glorax Development на Лиговском, "Первый квартал" и "Второй квартал" (примерно по 70 тыс. м2 жилья каждый), а также создать резерв для будущих проектов.
Под застройку отданы два участка общей площадью более 29 га к юго–востоку от пересечения Лиговского пр. и ж.–д. путей Витебского направления. Сейчас здесь располагаются склады и подъездные пути. Памятником считается всего одно небольшое здание товарной станции со стороны Лиговского (д. 240, лит. И), построенное по проекту архитектора Витебского вокзала Станислава Бржозовского. Постройку обещают привести в порядок. Холдинг Glorax Development Андрея Биржина приобрел земли товарной станции в 2017–2019 годах. Последнюю часть предприниматели выкупили в августе 2019–го у ОАО "РЖД" за 519 млн рублей. Вместе с "А. Лен" проектированием занимались две голландские фирмы — KCAP и ORANGE Architects.
По словам Орешкина, в проекте зодчие попытались отразить промышленное прошлое района. Часть ж.–д. путей сохранят, превратив в линейный парк. Также прочерчена внутренняя городская улица, которая пройдет сквозь квартал от будущей станции метро "Боровая". Последняя расположится к северу от осваиваемой территории, по другую сторону Лиговского. По последней информации, ввод новостроек запланирован на 2026–2027 годы. В Glorax Development воздержались от комментариев.
Хлебный Большой
Также в повестке совета — проект жилого дома на 20–й линии В.О., 19, на углу с Большим пр. Ныне на участке стоит здание, которое до революции было манежем Финляндского полка, а после приспособлено под Василеостровский хлебозавод с надстройкой в 1960–е годы. Несмотря на давнюю историю, согласно Росреестру эта постройка относится к 1930–м годам и, значит, может быть снесена.
Заказчиком проекта новостройки на этом участке выступает ООО "Специализированный застройщик “Легенда Большого проспекта В.О.”", связанное с холдингом "Легенда". В апреле КГИОП выдал "Легенде" заключение на соответствие режимам охранной зоны проекта жилого дома. Новостройка будет состоять из двух четырехэтажных секций вдоль Большого пр. и четырех девятиэтажных — со стороны 20–й линии. Объем инвестиций может составить около 2,4 млрд рублей.
Забытый день рождения
Но градозащитники настаивают на сохранении старинного, по их мнению, здания. Недавно они обратились в Куйбышевский суд, рассказал "ДП" один из истцов, юрист Павел Шапчиц. Один иск подан к Росреестру — с требованием исправить год постройки на 1854–й. Второй — к КГИОП, об отмене выданного им заключения. Заявители опираются на сохранившиеся довоенные фотографии и чертежи XIX века, а также на то, что облик здания в целом остался прежним. 10 июня суд принял меры предварительной защиты и приостановил действие заключения КГИОП до вынесения решения по существу. Комитет не смог оперативно предоставить комментарии.
"Живя в Петербурге и пополняя свой портфель проектов участками в центральных и околоцентральных районах города, мы, конечно, предполагали, что это не останется не замеченным определенными заинтересованными группами общественности, однако оставалась надежда, что удастся избежать провокаций и инсинуаций вокруг наших новых проектов", — сообщили "ДП" в группе "Легенда". Что до сохранения манежа, то "невозможно сохранить то, чего уже давно нет".
Исторические постройки "были полностью утрачены в процессе перестроек еще в 30–х годах прошлого века", старые фотографии не являются доказательством того, что на участке стоит то самое строение, а не просто похожее.
"Ни о каких подделках документов, которые обсуждаются сейчас в некоторых кругах, речи быть не может", — подчеркнули в компании.
Добавим, что это не первый скандал с предполагаемым изменением даты постройки, но, в отличие от других случаев (как на Ропшинской ул., 10, или на пр. Бакунина, 31), здесь это могло произойти еще в советское время. В случае с Ропшинской подделка даты создания дома стала основанием для отмены разрешения на строительство в суде.