Смольный готовит новый этап достройки Богатырского и Комендантского проспектов

Автор фото: Интерпресс

Без политической воли Комендантский и Богатырский проспекты, видимо, не доделать.

Строящиеся почти 8 лет участки Богатырского (от Гаккелевской до Байконурской улицы) и Комендантского (от Шуваловского проспекта до Глухарской улицы) проспектов в Приморском районе, по последним данным, собирались сдать в эксплуатацию в середине 2020 года. Но к этому сроку в лучшем случае лишь выберут новых подрядчиков, поскольку с предыдущими комитет по строительству в лице СПб ГКУ "Фонд капстроительства и реконструкции" (ФКСР) расторг почти все контракты.
Сейчас чиновники готовят новую конкурсную документацию, собирая все работы, оставшиеся на объектах, и планируют в июне объявить по одному крупному аукциону на каждый из них.
Контракты ФКCР начал расторгать еще в 2019 году — уже после того, как по поручению Александра Беглова в срочном порядке к 1 сентября по этим участкам было запущено рабочее движение.
"По соглашению сторон контракты были расторгнуты. Документация от лохматого года, по ней закончить работы было невозможно. Ждать, когда она пройдет госэкспертизу, мы не могли, поэтому всё расторгли", — прокомментировал "ДП" Максим Сапрыкин, директор компании "А–Проект", основного подрядчика, завершавшего реконструкцию проспектов.
С ООО "СК “Орион плюс”" в прошлом году заключено пять контрактов по Комендантскому. Один из них приостановлен, остальные расторгнуты по соглашению сторон. У компании "ЭкспрессСтрой" по Богатырскому проспекту было шесть контрактов, по Комендантскому — один, все, по словам подрядчика, расторгнуты по соглашению сторон. С "А–Проектом" по одному контракту на каждый проспект, оба расторгнуты.
"Когда мы выходили работать, не понимали всего объекта. Часть работ в своих контрактах не могли выполнить, потому что вторая часть, чтобы завершить работу, была в контрактах “А–Проекта”. Компания была уже практически в банкротстве, сама не могла работать. Поэтому то, что физически мы смогли сделать по своим контрактам, сделали. Что не могли — пришлось по соглашению сторон расторгать. Например, можно было с одной стороны сделать свет, а с другой не сделать. В “Ленсвет” как комплекс эти работы не сдашь. Может, фонд их бы и принял, но физически их не сдать на обслуживание", — пояснил "ДП" представитель компании "ЭкспрессСтрой".
Но Максим Сапрыкин отмечает, что дело было не в его компании. "Я выходил на контракты, в которых часть работ отсутствовала, потому что она должна была идти в экспертизу и доторговываться. У коллег было все то же самое", — уточнил директор "А–Проекта".

Пятеро на проспекте

За все это время на строительстве небольших участков двух проспектов сменилось пять подрядчиков. Так, первый контракт на расширение Богатырского проспекта на 532 млн рублей был заключен в 2012 году с компанией "Акрос". Она должна была выполнить работы к концу 2013 года, но обанкротилась. Вторым подрядчиком стала компания "МК–20СХ", которая не сдала объект в конце 2016 года. Это послужило причиной разрыва контракта зимой 2017 года. Подрядчик пытался судиться, но его апелляционную жалобу не удовлетворили, а кассационную в марте 2019–го оставили без движения. С Комендантским ситуация аналогичная.
"А–Проект" стал третьей компанией на Богатырском: контракт на 387 млн рублей на завершение реконструкции был заключен летом 2017 года. Отношения с заказчиком развивались сложно, весной 2019–го договор даже хотели расторгнуть. В итоге на помощь "А–Проекту" направили еще две компании — "Орион плюс" и "ЭкспрессСтрой", чтобы успеть открыть рабочее движение по проспектам к 1 сентября.

Несчастные километры

"Расторжение каждого контракта влекло то, что объемы работ не принимались корректно. Заказчик считал их выполненными и не закладывал в контракт следующему подрядчику, который в итоге сталкивался с проблематикой: какие–то работы по факту не выполнены, но при этом отсутствуют в техническом задании и смете. Поэтому эти несчастные километры дорог строят так долго", — прокомментировали "ДП" в одной из компаний.
Максим Сапрыкин вспоминает, что перед заключением контракта с "А–Проектом" фонд пытался актуализировать документацию, ходил с ней в экспертизу, но делал все очень долго. "Выдали в итоге все равно недоделанную рабочую документацию, по которой завершить строительство невозможно. Документация, которая проходила экспертизу в 2018 году, оказалась тоже не очень хорошей, переделки за предыдущими подрядчиками не были учтены", — утверждает Сапрыкин, отмечая, что ни на одном из объектов фонда он больше работать не хочет.
К слову, "А–Проект", в отношении которого введена процедура наблюдения, в Петербурге сейчас не работает. По словам Сапрыкина, они уехали в регионы, в частности в Подмосковье, на несколько серьезных строек. "Тут все ясно и понятно, нормальная документация, свежие проекты, платят нормально. Здесь понятно, как работать и как зарабатывать", — заявил бизнесмен.
По данным Комстроя, незначительную часть рабочей документации необходимо откорректировать в связи с изменениями технических условий от эксплуатирующих организаций. "Рабочая документация будет откорректирована в рамках контракта на завершение строительно–монтажных работ силами подрядной организации", — прокомментировали в ведомстве.
При этом строители отмечают, что устарела уже не только рабочая документация, но и проектная. Именно из–за необходимости дополнительного проектирования в прошлом году и не были завершены объекты.

Достроить сообща

По мнению подрядчиков, поработавших на Богатырском и Комендантском проспектах, сейчас Комстрой поступает здраво, объединяя оставшиеся работы по каждому из объектов в новые контракты. Но все прекрасно понимают, что проблем на объектах много, да и достраивать за кем–то всегда сложнее, чем начинать объект с нуля. "Очень большая сложность там с сетями. Реально нужно собирать все наши ГУПы (“Водоканал”, “Ленсвет”, “Петербурггаз”, ТЭК) и сказать, что у нас бардак. Давайте все вместе выручать этот адрес. Нужно наброситься, все доделать, согласовать в кратчайшие сроки. Раньше так в городе и было. Если появлялись проблемные адреса, все находили время собраться, провести сложное совещание и обо всем договориться", — отмечает Сапрыкин.
Ему вторит и директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов: "Такие многострадальные объекты зависят, как правило, от воли первого лица. Если первое лицо говорит: “Надо доделать, и я на себя беру ответственность, это мое решение” — то это будет доделано. Так делала Валентина Ивановна".
Сейчас на объектах остается завершить работы по инженерным сетям, устройству боковых проездов и тротуаров, озеленению, устройству светофорных постов, установке знаков дорожного движения.
По данным Комстроя, новые контракты будут разыграны на остатки объемов работ и стоимости от предыдущих. При этом ряд экспертов полагает, что без дополнительного финансирования не обойтись.
По данным сайта госзакупок, по предыдущим контрактам по Богатырскому проспекту неизрасходованными остались 218,3 млн рублей, по Комендантскому — 219,9 млн рублей. Точная цена контрактов, по данным Комстроя, будет сформирована в начале июня 2020 года.
Максим Сапрыкин считает, что на объектах остается выполнить порядка 25–30% работ от общего объема и это реально сделать за полгода. В Комстрое планируемой датой завершения работ называют декабрь 2020 года.