Умираю, но не сдаюсь: малый бизнес Петербурга ищет варианты возрождения

Автор фото: Тихонов Михаил

Несмотря на мрачные прогнозы, петербургский малый бизнес строит планы.

О малом бизнесе сегодня говорят все кому не лень, крупнейшие социальные сети Facebook и Instagram даже запустили на своих площадках функции, направленные на его поддержку.
Понятно, что больше всего пострадают общепит, сферы туризма и услуг. Президент федеральной event–сети Rublev Familу Станислав Рублев говорит, что после пандемии к работе вернется от 50 до 70% ресторанов и гостиниц, остальные либо закроются еще в мае, либо в течение 3 летних месяцев. Неутешительные прогнозы и по туризму — половина компаний, которые ориентировались на выездные туры, также могут в скором времени закрыться. Сократится и число МСП в секторе услуг — салоны красоты, парикмахерские и ателье (в течение года может закрыться 25% этих предприятий). Всего, по словам Рублева, в мае в Петербурге может исчезнуть от 5,5 тыс. до 8 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса.
Говоря о восстановлении петербургского бизнеса, аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев отмечает, что разумнее было бы применять термин "становление". "Масштабы разрушений в российском малом и среднем бизнесе таковы, что значительную его часть придется строить попросту с нуля. Его новое становление фактически займет при самых благоприятных условиях (на которые, впрочем, не стоит рассчитывать) не менее 1,5–2 лет", — считает эксперт.
Сами же предприниматели не отчаялись и стараются действовать.
Специалист по маркетингу и PR в ресторанном бизнесе Галина Рогалева рассказывает, что в заведении Commons, например, отчетливо понимают, что открытие точек уже не принесет привычного притока гостей. Однако сейчас команда в процессе обсуждения нововведений и реформ.
"К примеру, мы всерьез задумываемся о том, чтобы после возвращения к привычному формату деятельности и меню продолжить работать на доставку. Также мы рассматриваем варианты увеличения количества рабочих часов ресторана", — отмечает она.
Сооснователь ресторанного холдинга "Тигрус" Хенрик Винтер говорит, что пока базовый план компании — пережить кризис, а для этого сейчас "нужно быть гибкими".
"Выйти из ситуации без убытков не получится. Однако я видел достаточно много всяческих кризисов за время работы в России — и политических, и экономических, и банковских. Поэтому уверен в том, что жизнь со временем все равно вернется в нормальное русло", — отмечает он.
Владелец компании "Жили–растили" Алексей Садов сказал корреспонденту "ДП", что нынешний кризис и вовсе стал для него отличной возможностью выйти на новые рынки: натуральная продукция фермерского хозяйства способствует укреплению иммунитета, а значит, пользуется спросом. Так что к концу лета предприниматель планирует выйти на московский рынок.