Ведущие музеи мира и до нынешних событий славились не только шедеврами

Автор фото: iphones.ru
Нью–йоркский Музей современного искусства (МОМА) еще лет десять назад сопроводил работы из своей коллекции дельными аннотациями, многие из которых стоят иной искусствоведческой монографии. Лувр сделал из реставрации Ники Самофракийской медиашоу, за которым следил весь мир. На сайте Токийского дворца — главной парижской площадки contemporary art — доступна документация чуть ли не всех реализованных здесь проектов. Ну а сколько за недавнее время издано мобильных приложений к выставкам — не счесть. Все шло к тому, что музеи постепенно оккупируют интернет, только вряд ли кто–то мог предположить, что сетевые проекты станут не дополнительными по отношению к выставкам, а единственно возможными. На время, конечно. Но и этого достаточно для того, чтобы искусство предстало перед нами непривычным образом.
Оно перекочевало в наши гаджеты: смартфоны, планшеты, ноутбуки и прочие карманно–портативные провожатые нашей жизни. Теперь оно живет на ладони, под мышкой, на кухонном столе, в ММС, фейсбучных флешмобах типа "Изоизоляции" — на расстоянии одного клика. Это совсем близко и обыденно, а ведь со школьной скамьи мы приучены с особой торжественностью посещать Эрмитаж или Третьяковку, пусть каждому школьнику хорошо знаком смех, который накатывает на двадцатой минуте рассказа экскурсовода. Ни музейной атмосферы, ни трепета перед стариной, ни чинности, которую надо напускать на себя в старом дворце, ни пирожного в музейном буфете, которым подкупали родители ради получасового пробега мимо дичи Снейдерса и жирного рубенсовского Вакха, сейчас нет. Зато на сайте Русского музея можно бесконечно гулять из зала в зал, внимая рассказу искусствоведа.
Эрмитаж установил камеру на Дворцовой площади, так что в любой момент вы оказываетесь перед Зимним, и выложил на своем сайте фильм "Эрмитаж. Снято на iPhone". Он долгий. На память, конечно, приходит "Русский ковчег" Сокурова, однако к авторскому кино "телефонный фильм" отношения не имеет. Пока что он незатейлив, но с этого начинается новая жизнь музея, много повидавшего на своем веку, а с ней и наша новая жизнь.