Работа где попало. Что коронавирус изменит на офисном рынке

Автор фото: Vostock-photo

Кризис вытеснит арендаторов в коворкинги или они пострадают наравне с классическими офисами?

Коронакризис изменит отношение к офисам — в этом уверены участники рынка. Но как именно? Отработав на удаленке месяц–другой, работодатели имеют шанс призадуматься, а нужны ли им такие большие рабочие пространства. Как говорят участники рынка, в нынешней ситуации вопросы, связанные с арендой новых офисов, в краткосрочной перспективе по–прежнему решают только те, у кого нет возможности остаться там, где они сейчас находятся. Компании, которые мониторили рынок на предмет аренды на перспективу, приостановили поиски до лучших времен. Очередная девальвация рубля и удорожание финансирования, скорее всего, поставят на паузу ряд новых офисных проектов.
Как рассказал в разговоре с "ДП" управляющий партнер УК "Теорема"Игорь Водопьянов, пока он заморозил строительство еще одной очереди бизнес–центра в Полюстрово. "В целом коммерсанты вообще меньше покупают недвижимость в этом месяце, так как бизнес все–таки завязан на экономические показатели страны", — уверен Станислав Данелян, генеральный директор Euroinvest Development.
А поскольку в ближайшей перспективе нас может ожидать падение спроса на недвижимость, в частности в сегменте офисов, это способно спровоцировать и снижение ставок на 13–18%, подсчитали в Knight Frank St Petersburg. "Сам переход на удаленную работу не займет много времени, однако нужно принимать во внимание, что не все сотрудники имеют возможность работать в таком формате. Со столь неопределенной ситуацией мы сталкиваемся, пожалуй, впервые в истории офисного рынка Петербурга", — констатирует Дмитрий Кузнецов, заместитель директора департамента услуг для арендаторов и офисной недвижимости Colliers International.
"Пандемия поставила на паузу значительный объем бизнеса, а это значит, что деловая активность снижается, компании несут материальные потери", — говорит Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate.

Про и контра

В качестве спасительного инструмента, который выручит и арендаторов, и арендодателей, некоторые эксперты называют переход тех и других на гибкие офисы и коворкинги. И прогнозируют, что в Петербурге последних станет больше в ближайшие годы. "Этот формат хорошо себя зарекомендовал как часть инфраструктуры, закрывающей потребности многих крупных арендаторов бизнес–центров. Речь идет в первую очередь о размещении в коворкингах дополнительного штата сотрудников: как постоянных, так и временных, проектных", — говорит Дмитрий Беляев, генеральный директор "КВС. Управление недвижимостью".
При этом Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg, полагает все–таки, что "классические коворкинги постепенно себя изживают. Но сама суть услуги меняется в лучшую сторону, появляются определенные правила игры. Сейчас клиентам уже неинтересно просто получить место в общем пространстве — они требуют более профессионального подхода".
Противоположная точка зрения также имеет место: мол, коворкинги не сильно выиграют за счет ослабления рынка классических офисов, а скорее даже потеряют, просто не столь серьезно, как все остальные. "До текущего момента количество закрывающихся и открывающихся коворкингов (именно в штуках) примерно соответствовало друг другу. Сейчас запусков новых проектов будет меньше. Загрузка в первую очередь зависит от того, введут или нет режим ЧП (или ЧС и комендантский час) в Петербурге", — считает Ольга Шарыгина, вице–президент Becar Asset Management.
"Если говорить не о тех коворкингах, которые арендуют целиком крупные компании, а о классическом петербургском формате для широкого круга разнообразных арендаторов, можно сказать следующее: скорее всего, этот сегмент ощутит влияние пандемии в первую очередь. Сам формат, который подразумевает интенсивный трафик и частую ротацию, к сожалению, в ситуации распространения вируса становится фактором риска", — уверен Виктор Заглумин, партнер Bright Rich | CORFAC International.
Сейчас мы сосредоточены на проблемах настоящего момента и еще не в состоянии думать, каким будет будущее после кризиса. Хотя очевидно, что он научит организовывать и контролировать работу персонала на дистанции и считать издержки даже тех, кто до сих пор предпочитал действовать по старинке. По нормам на организацию одного рабочего места требуется 6 м2. В здании класса А каждое из мест обходится в 10,2–11,4 тыс. в месяц. А ведь есть еще транспортные расходы сотрудников, которые "зашиты" в их зарплату или даже прямо компенсируются за счет бизнеса. Сегодня за 1,5 млн рублей в месяц можно снять 70 и больше готовых рабочих мест в современном коворкинге с индивидуальными офисами (это примерно 400–450 м2). Если взять целый этаж, то получается такая же степень автономности, какую может дать классический бизнес–центр. Главным преимуществом такого подхода остается возможность оперативно реагировать на любую турбулентность и управлять издержками.
Николай Антонов
Генеральный Директор "Мтл. Управление Недвижимостью", Управляющий Партнер Сети Коворкингов Page