Не только тактика. Какие тенденции вскрывает экстренное воззвание президента

Автор фото: Виктор Тихомиров
Президент России Владимир Путин в среду выступил с обращением к гражданам России. Ситуация неординарная для нашей страны, но уже апробированная в ряде других государств.
К своим гражданам уже обратились Дональд Трамп, Ангела Меркель, Реджеп Эрдоган (почти одновременно с Владимиром Путиным) и ряд других лидеров. Ситуация в мире, оцениваемая как кризис на уровне Великой депрессии, требует соответствующего отношения. Так на происходящее смотрят в Европе, Азии и Америке. Похожим образом она представляется и у нас.
Но для России это, вполне возможно, не больше, чем катастрофа начала 1990–х. Так что положение, конечно, тяжелое, но не такое беспримерное. И выступление Владимира Путина было не столь драматичным и эмоциональным.
Уверенный тон, конкретный перечень мер. Главное, чего достигло обращение, — это, надеюсь, снятие паники. Не будет чрезвычайного положения, закрытия городов, запретов выхода на улицу. Радикальные ожидания пока не оправдались.
Важнейшая составляющая обращения — его социальная направленность и внимание к сохранению доходов домохозяйств, поддержке малого и среднего бизнеса. А ведь казалось, что именно за их счет (то есть за наш) государство в очередной раз будет решать свои большие проблемы: поддержание курса рубля, пополнение бюджета и сохранение ликвидности.
Но нет. Лозунг, что население — это новая нефть, не сработал. Поддержка домохозяйств — это поддержка их покупательского спроса, направленного именно на продукты, произведенные и проданные в России.
Да, остается вопрос, за чей счет будет выполнен ряд обещаний: и по отсрочке платежей по кредитам, и по сохранению зарплат, и по ипотечным каникулам? Что–то возьмет на себя государство. У него есть деньги. Это и остаток на казначейских счетах от бюджета прошлого года, не использованный правительством Дмитрия Медведева. И Фонд национального благосостояния, переведенный за рубеж в активы больших американских и европейских друзей. Да вот только что — ЦБ отправил на покупку ГКО США $500 млн…
Но есть еще и частные банки, и частные компании. Как будут обеспечиваться данные обязательства для них, пока неясно. Дождемся точных разъяснений и нормативных документов.
Заявленные действия носят не только тактический — на неделю или несколько месяцев, — но и стратегический характер. Снижение соцвзносов с 30 до 15% — это как раз игра вдолгую. Как и ограничения на вывоз валюты за рубеж.
Это попытка подойти к священной корове всей либеральной экономики, заведенной еще в девяностые, — свободному перемещению капиталов из России по остальному миру.
Это продолжение тренда, заданного посланием президента 15 января. Изменение ельцинской Конституции, а теперь и изменение основ заложенной им экономический политики.
Тенденция, однако!