Удар коронавируса: как под инфекцию списывают крупные проекты в ЕС

Автор фото: Алена Марченко, фото: vostock-photo

Из-за экономического кризиса в Прибалтике, вызванного коронавирусом, под угрозой оказались главные инфраструктурные проекты Евросоюза в этом регионе: строительство магистрального газопровода GIPL (Gas Interconnection Poland–Lithuania), железной дороги Rail Baltica, синхронизации электроэнергетической системы с континентальной Европой и выход из постсоветской БРЭЛЛ (кольцо Белоруссия — Россия — Эстония — Латвия — Литва), наконец, демонтаж Игналинской АЭС.

ЕС провалил испытание на солидарность

Кризис, вызванный коронавирусом нового типа, неожиданно для всех мгновенно разрушил кажущееся железобетонным единство Евросоюза. То, что страны закрылись на карантин, еще полбеды, но вдруг совершенно все провозгласили принцип «каждый сам за себя» и хваленая солидарность развалилась, как карточный домик.
На границе Германии и Польши скопились сотни автомобилей литовцев, латвийцев и эстонцев, которые надеялись попасть домой транзитом сквозь союзное государство. Поляки не разрешили. Близ Франкфурта-на-Одере развернулась настоящая битва с подключением польских спецслужб по разгону беспорядков. Прибалты перекрыли трассу, устроили настоящий коллапс и искренне не понимали, почему им не разрешают проехать домой.
Италия обижалась на Францию и Германию за отказ от экспорта медицинских масок в самый тяжелый момент. Искусственные препоны для грузоперевозчиков, запугивания властями отдельных стран, что репатриации подлежат только их граждане, а других пускать не будут даже для дальнейшего транзита к себе домой.
Автор: Скрин со страницы Delfi
Обобщить можно эмоциональной речью президента Сербии Александра Вучича, который, обращаясь за помощью к Китаю, сказал, что «никакой европейской солидарности не существует». Сербия, конечно, не член ЕС, но еврооптимизма поубавилось даже у главных сторонников вступления в сообщество.

Fail Baltica

В результате под вопросом оказались все крупнейшие инфраструктурные проекты Евросоюза в Прибалтике. Пока об этом в Таллине, Риге и Вильнюсе говорят полушепотом, а главной темой остается спасение экономик.
Но планы по строительству железнодорожной трассы Rail Baltica, которую из-за бесконечных скандалов даже до кризиса в прибалтийских СМИ шутливо называли Fail Baltica, строительству магистрального газопровода из Польши, синхронизации с сетями континентальной Европы, демонтажу Игналинской АЭС совершенно точно откорректируют. В лучшем случае что-то сдвинут по срокам.
Стоимость Rail Baltica — 5,8 млрд евро.
GIPL — около 500 млн евро.
Выход из БРЭЛЛ и синхронизация с электросистемами континентальной Европы — порядка 1,5 млрд евро.
Демонтаж Игналинской АЭС — 550–780 млн евро до 2027 года.

ЕС может пересмотреть расходы

Власти Прибалтики пока застрахованы обязательствами Брюсселя по финансированию этих проектов, но Еврокомиссия уже начинает разговоры о пересмотре расходов и перетряхивании всего бюджета.
Семилетний бюджет Евросоюза пока так и не принят, а страны не нашли общего языка еще до кризиса с коронавирусом. Из-за Brexit ЕС будет терять по 13–14 млрд евро в год. Добавить к этому обвал финансовых рынков, торговые войны США, старые болячки ЕС с мигрантским кризисом.
Подушка безопасности в виде фонда Европейского механизма стабильности, в котором на кризисные ситуации скопилось 410 млрд евро, может оказаться недостаточной. При этом даже на фоне обвала рынков этот фонд распечатать не решаются. Но даже с его использованием очевиден пересмотр приоритетов: начнут резать бюджеты проектов, которые могут подождать в первую очередь. Среди них как раз четыре дорогостоящих прибалтийских.
Главы Евросоюза из-за коронавируса перестали слетаться в Брюсселе и теперь ведут переговоры по видеоконференциям. Последняя такая состоялась в этот вторник, 17 марта. Лидеры разговаривали 2 часа, но в итоге согласились лишь с тем, что всех впереди ждет «глубокая рецессия». Найдется в этом новом времени место для больших амбициозных проектов, да еще и с сомнительной финансовой логикой, как в том же проекте Rail Baltica, — большой вопрос.
Михаил Киселёв, специально для «ДП», Вильнюс, Литва