Общественному транспорту нарисуют новые выделенные полосы, однако эксперты говорят об их несистемности.
В 2020 году власти Петербурга планируют обустроить более 13 км выделенных полос для движения городского общественного транспорта, а также запроектировать еще чуть больше 9 км. Эксперты поддерживают намерение властей, но говорят, что Петербургу уже давно нужна целая система выделенок, а не отдельные полосы по принципу "где влезут".
Ближайшая перспектива
На этот год у комитета по развитию транспортной системы (КРТИ) в приоритете две выделенные полосы. Одну обустроят по маршруту: Ленинский пр. (пересечение с пр. Народного Ополчения) — Московский пр. — ул. Типанова — пр. Славы — Народная ул. — пр. Большевиков. Эта выделенка протяженностью 7,6 км соединит четыре района города — Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский. Второй проект — продолжение существующей выделенной полосы на Кантемировской ул. Дополнительные 5,9 км обустроят на участке пр. Маршала Блюхера от Лабораторного пр. до пр. Энергетиков и далее до Партизанской ул.
На установку дорожных знаков, нанесение разметки и модернизацию светофоров в первом случае потребуется 6,4 млн рублей, во втором — 91,9 млн рублей. Выполнить эти работы планируется до 1 июля 2020 года в рамках реализации Комплексной схемы организации дорожного движения Санкт–Петербурга (КСОДД). Как отмечают в КРТИ, в дальнейшем все полосы будут оборудованы системой видеофиксации нарушений ПДД.
"Оба участка, безусловно, принесут пользу, — отмечает транспортный аналитик Дмитрий Смирнов. — Первый, проходящий по так называемой Центральной дуговой магистрали, образует коридор между юго–западом и юго–востоком города, на нем уже давно существует высокий транспортный спрос. Второй дополнит существующий участок от Лабораторного пр. до пр. Добролюбова, чем улучшит транспортную доступность застраивающихся территорий вдоль пр. Маршала Блюхера. В перспективе напрашивается продление выделенки до станции метро "Ладожская". Важно, что оба упомянутых коридора обеспечивают полезные периферийные связи между разными линиями метрополитена и железнодорожными станциями".
В 2020 году КРТИ также намерен разработать проектно–сметную документацию для организации более 9 км выделенных полос. Например, по Малой и Большой Морским улицам, по Суворовскому пр. и Тульской ул., по мосту Александра Невского и дальше до Ладожского вокзала, а также по оставшимся участкам Невского пр.
Где влезут
Несмотря на то что в 2007–2011 годах у Петербурга было много интересных решений выделенных полос, лидером среди российских городов в этом вопросе он не стал. В 2007 году на Лиговском пр. появилась первая в России совмещенная выделенка для общественного транспорта. В ходе реконструкции движение автобусов было организовано не в крайнем правом ряду, а по конструктивно выделенной полосе, одновременно с движением трамваев. Потом появились выделенки на Невском пр. и Большом пр. П. С., однако сейчас они не выполняют свою функцию на все 100%. Так, например, на Невском из–за длинных зон перестроения общественный транспорт вынужден перестраиваться во второй ряд для проезда прямо, на самой полосе регулярно останавливаются и паркуются автомобили, в том числе такси, а при уборке снега выделенку периодически заваливают.
Эффективность выделенной полосы на Большом пр. снизилась после демонтажа делиниаторов (дорожных разделителей) на участке от ул. Красного Курсанта до ул. Блохина. В 2016 году, когда их убрали, комитет по транспорту прямо заявлял, что замена делиниаторов обычной разметкой при условии высокого трафика и систематического нарушения водителями ПДД резко ухудшила транспортную ситуацию. Комтранс просил КРТИ восстановить делиниаторы, однако от них в итоге отказались совсем. Проблема с нарушителями, останавливающимися на полосе, сохраняется здесь до сих пор.
То, что теоретической стороной обустройства выделенных полос заведует Комтранс (он формирует перечень участков, где необходим приоритет общественного транспорта), а практической — КРТИ, многим экспертам кажется странным и неправильным.
"Разрыв между инфраструктурой и организацией перевозок везде создает проблемы. Так, в концепции развития транспортной системы Санкт–Петербурга предполагаются выделенные полосы, но они предусмотрены по принципу "где влезут", а не "где нужны". Потому что никто не знает, что нужно комитету по транспорту, а комитет по транспорту не знает, что он может сделать. Это касается и КСОДД, в ней выделенные полосы тоже есть, но они совершенно никак не увязаны с запросами комитета по транспорту, хотя это и пытались сделать", — считает транспортный эксперт Дмитрий Баранов.
Комтранс не предоставил "ДП" свою оценку эффективности выделенных полос.
Одной разметки мало
Возможно, из–за этой разобщенности у Петербурга до сих пор нет системы выделенных полос, которая может повысить качество обслуживания пассажиров и уменьшить дорожные заторы. Пока Москва развивала свою сеть, в Петербурге ситуация менялась очень медленно, в результате чего сейчас Северная столица находится на 23–м месте среди российских городов по длине выделенных полос на душу населения (согласно сайту buslanes.ru), а с обособленными трамвайными путями ситуация еще печальнее: 25–я строчка на tramlanes.ru, отмечает Дмитрий Смирнов.
Сегодня в Петербурге суммарно 60 км выделенок для автобусов и троллейбусов, в Москве, по данным buslanes, — 667 км. (Впрочем, официальный ресурс "Московский транспорт" приводит цифру 350,8 км. Вероятно, несоответствие вызвано разными методиками подсчета.)
"Я не вижу, чтобы в Петербурге была действительно поставлена цель сделать эффективную систему выделенных полос и обособленных трамвайных линий. Дискуссии ведутся на уровне отдельных участков (например, про участок на Центральной дуговой магистрали я слышу на протяжении нескольких лет), при этом с реверансом "нельзя ущемлять личный автотранспорт", а это создает ключевые противоречия, — считает Смирнов. — В Москве же создавали именно условия для общественного транспорта, подбирая под это разные инструменты, — создавали стандарты проектирования выделенных полос, разрабатывали соответствующие проекты организации движения, устанавливали камеры, проводили эксперименты с физическим обособлением и многое другое. Над этим работали отдельные специалисты, которым была дана возможность реализовывать свои идеи, а не работать в стол".
Хорошая выделенная полоса — не просто разметка и знаки, хотя это и важная и необходимая часть работы, отмечает аналитик. Это комплекс мероприятий, связанных с организацией и контролем движения транспортных средств, — короткие зоны перестроения, контроль заезда личного автотранспорта на полосу, различные методы обособления потока маршрутных транспортных средств от остального движения, наконец, пресловутое штрафование нарушителей.
С последним, например, властям помогают сами перевозчики. ГУП "Пассажиравтотранс" 90 своих автобусов оборудовало автоматическими комплексами, которые в режиме реального времени распознают номерные знаки и выявляют автомобили–нарушители.
Возможно, стимулом к созданию эффективной системы выделенных полос послужит грядущая транспортная реформа, которая с июля 2020 года должна сделать общественный транспорт современным, умным и комфортным. Акцент будет сделан и на соблюдении расписания, что в нынешних условиях без работающих выделенных полос будет сделать непросто.