На рыбные места. Производители хотят получать точки для сезонной торговли корюшкой без аукциона

Автор фото: Волков Павел
Профсоюз рыбаков Петербурга и Ленинградской области в очередной раз призвал региональные власти восстановить для производителей льготный порядок торговли корюшкой. Те рыбаков выслушали внимательно, но невыполнимых обещаний давать не стали.

Перекупщики побеждают

Рыбная промышленность Петербурга и Ленинградской области, по данным Петростата, в 2019 году ставила сплошные антирекорды. По городу оборот в категории "Рыболовство и рыбоводство" упал на 49,1%, по области — на 35,7%. И в том и в другом случае — это самый большой минус среди всех видов деятельности. Особой новости в этом нет — о кризисе в отрасли говорят регулярно. Поэтому рыбаки хватаются за любую возможность заработать. Сезонная торговля корюшкой — одна из самых очевидных. И, как выясняется, самых проблемных.
Корюшка составляет в общем объеме ежегодно вылавливаемой в Финском заливе и Ладожском озере рыбы всего лишь около 5%. Однако полтора месяца путины можно назвать "золотыми" — при себестоимости 20–60 рублей на прилавках килограмм корюшки может стоить и 300, и 600, и даже 900 рублей. Достаются эти деньги не производителям, а перекупщикам. Конкурировать с ними, выкупая торговые места самостоятельно в рамках стандартных процедур, рыболовецкие предприятия не могут из–за стесненности в средствах.
При этом в городе существует квота торговых мест специально для производителей. Но, по данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга, из 218 мест, выделенных для сезонной торговли рыбой, рыболовецкие предприятия в 2020 году заключили договоры только на 59. Причина — в неудобном расположении и слишком высокой залоговой стоимости.
В городе и области работает всего девять рыболовецких компаний, годовая выручка которых превышает 10 млн рублей. Для них ежегодный корюшковый бум является скорее бонусом, нежели основой бизнеса. Но вот для многих микропредприятий (из которых по большому счету и состоит отрасль) удачная весенняя торговля — это вопрос жизни и смерти.

Льготные автолавки

На минувшей неделе вопрос обсуждался на заседании комиссии городского ЗакСа по промышленности, экономике и предпринимательству. Председатель территориальной организации российского профсоюза работников рыбного хозяйства Екатерина Слепнева предложила дать производителям право самостоятельно торговать корюшкой на самых бойких местах, освободив их от участия в аукционах по распределению торговых точек. Об этом рыбаки просят уже не первый год.
Инициатива вызвала бурную дискуссию — все моментально вспомнили 2015 год, когда заявительный порядок распределения мест для размещения автолавок привел к настоящим побоищам с угрозами сжечь конкурентам машины и вызовом полиции.
Стремясь привлечь народных избранников на свою сторону, Екатерина Слепнева пообещала, что если рыболовов пустят за прилавок, то они будут продавать любимую рыбу петербуржцев по минимальным ценам, около 100 рублей. Сказано это было, скорее всего, сгоряча. Сложно себе представить, что едва сводящие концы с концами предприниматели вдруг проникнутся высокой социальной миссией накормить всех желающих "сорной рыбой" по бросовой стоимости. Тем более что и улов корюшки сейчас довольно скромный. Если в советское время ежегодно добывали около 3,5 тыс. т, то сейчас — не больше 1,2 тыс. т.

Щедрость не по карману

Генеральный директор рыболовецкой компании АО "РКЛ" Евгений Симончук в разговоре с корреспондентом "ДП" честно предупредил, что не стоит ожидать социалистического ценообразования в капиталистических условиях.
"Раньше все получали по 100 рублей, и корюшка могла стоить 60 копеек. А сейчас для рыбака чем дороже — тем лучше. И не потому, что он такой жадный. Люди ловят корюшку один месяц в году. И должны заработать на весь год. Зачем они будут по 100 рублей продавать? Они ведь должны оправдать свои затраты на снаряжение, оборудование и так далее. Выплатить своим сотрудникам нормальную зарплату, а не 20 тыс. рублей. Откуда взять на все это деньги, если продавать по минимальным ценам? Раньше салака стоила 650 рублей за тонну, а топливо — 66 рублей за тонну. И я на тонну салаки покупал 10 т топлива. А сейчас 50 тыс. рублей стоит тонна топлива и 20 тыс. — тонна салаки. Вот и считайте", — пояснил он.
Однозначного ответа на свои предложения представители профсоюза так и не услышали. Однако, судя по общему настрою, идея обеспечить Петербург дешевой корюшкой депутатам понравилась. Так что дело действительно может сдвинуться с мертвой точки. Особенно учитывая, что до очередных выборов осталось не так уж много времени.
С одной стороны, логично, чтобы производители имели прямой доступ на рынок. Производители не только рыбы, но и мяса, и молочной продукции, и фруктов. Создать для них особый порядок получения торговых мест — идея крайне позитивная. Но давать места без конкурса — значит открыть новый ящик Пандоры. Мы это уже проходили. Я убежден, что должны быть торги. Но торги специализированные — только для производителей. Чтобы были понятные критерии участия в них — например, наличие судов, разрешений на право вылова рыбы и так далее. Тогда мы действительно дадим производителям некие преференции, но распределяться они будут рыночным путем. Так мы уйдем от различных манипуляций, обвинений в сговоре или коррупции. Нормальный разумный протекционизм, к которому сегодня прибегают многие регионы и государства. Это никак не ущемит права перепродавцов — ведь мест для торговли в городе значительно больше, чем рыболовецких компаний. Тем более что корюшка — строго сезонный продукт. Понятно, что в этом году по действующим процедурам уже не успеть ничего сделать. Но на следующий год можно составить перечень мест и распределить их среди рыболовов с контрактами на 5 лет.
Владимир Меньшиков
председатель совета Союза малых предприятий Петербурга
Очень плохо, что в городе нет структуры, которая бы позволяла товаропроизводителям доносить свою продукцию до горожан напрямую и по разумным ценам. Жаль, что комитет по промышленной политике и торговле не обеспечил соответствующих условий. У меня не вызывает сомнения, что этим надо заниматься и искать устраивающие всех пути. С другой стороны, и рыбаки тоже не вполне правы. Потому что они активно кивают на советское прошлое: вот, дескать, мы тогда приезжали прямо на предприятия, продавали там рыбу. Ну а что мешает делать то же самое сейчас? Что мешает обращаться к руководству крупных предприятий с просьбой помочь организовать такую выездную торговлю? Наверное, ничего не мешает. Им предлагают места — они говорят, что их не устраивает, что они недостаточно проходные. Но если у вас действительно будет хорошая цена, то и непроходное место будет прибыльным. Все зависит от того, насколько они реально заинтересованы в сбыте. Я лично верю, что рыбаки не будут взвинчивать цены. В конце концов, сейчас они сдают рыбу перекупщикам за значительно меньшие деньги, чем могли бы заработать на прилавке.
Алексей Макаров
председатель комиссии ЗакСа по промышленности, экономике и предпринимательству