Виталий Алексеев Все статьи автора
16 января 2020, 16:19 18012

"Еда, TikTok и 2,5 часа в день": россияне впервые потратили на мобильные приложения $1 млрд

Коллаж: Алена Марченко, фото: Vostock-photo
Коллаж: Алена Марченко, фото: Vostock-photo

Россияне впервые потратили на мобильные приложения больше $1 млрд за год. При этом отечественные продукты не уступают иностранным конкурентам место в рейтингах. Участники рынка обещают рост на e-commerce, но в супераппы не верят.

Россияне по итогам 2019 года впервые потратили на мобильные приложения больше $1 млрд, увеличив за 3 года свои расходы на 155%, следует из доклада компании App Annie. По числу загрузок Россия занимает шестое место в мире.

Даю предустановку... Даже отечественные приложения можно использовать с разными целями

Даю предустановку... Даже отечественные приложения можно использовать с разными целями

296
Иван Воронцов

Самым популярным приложением в стране оказался мессенджер WhatsApp. В числе знаковых тенденций — в России существенно выросла доля приложений в категории "еда" (на 224% в 2019-м по сравнению с 2018 годом) и начал резко набирать популярность сервис коротких видео TikTok. Участники рынка и аналитики прогнозируют дальнейший рост трат за счет e-commerce и рост популярности специализированных сервисов, однако в успехе суперприложений в России сомневаются.

Почти в топ-5

В прошлом году пользователи со всего мира загрузили мобильные приложения 204 млрд раз, что почти вдвое (на 46%) больше результатов 2016 года. В первую пятерку вошли Китай, Индия, США, Бразилия и Индонезия. Россия в топ-5 не попала, оказавшись лишь шестой (более 5 млрд загрузок, на 35% больше показателей 2016 года).

Общее время, которое россияне тратят на мобильные приложения, в прошлом году выросло после падения в 2018 году: в 2017-м оно составляло 2,3 часа в день, в 2018-м — 1,9 часа, в 2019-м — 2,5 часа (учитывались данные только с устройств на Android). По времени в приложениях Россия разместилась в конце первой десятки (девятое место), лидируют Индонезия, Китай и Бразилия. Самые большие темпы роста — Франция, Индия, Канада, в среднем за последние 2 года пользователи в мире на 35% увеличили время, которое они тратят на мобильные сервисы.

Траты россиян на мобильные приложения, подписки и опции в годовом выражении выросли на 40%, до $1,06 млрд. При этом по темпам роста расходов россияне вдвое опережают пользователей в среднем по миру. Всего за минувший год на мобильные сервисы в мире потратили $120 млрд, что на 20% больше показателей 2018 года.

Основная часть расходов пользователей на приложения в мире приходится на мобильные игры — 72%, или $86 млрд, и к 2020 году эта цифра превысит $100 млрд, уверены в App Annie. В целом в 2019 году на мобильные игры пользователи потратили на 25% больше, чем на все остальные виды игр, вместе взятые. Аналитики также прогнозируют, что расходы компаний на рекламу в 2020-м достигнут рекордной отметки $240 млрд, что на 26% больше результатов 2019 года.

Борьба за вызов. Операторы конкурируют с онлайн–приложениями за голосовой трафик

Борьба за вызов. Операторы конкурируют с онлайн–приложениями за голосовой трафик

6038
Владислав Скобелев

"Мы видим, что бизнесы, делающие ставку на мобайл, добиваются больших успехов и, значит, доходов. Три крупнейших IPO 2019 года совершили компании, для которых мобильная составляющая бизнеса — ключевая. В сумме по итогам года оценка компаний, для которых мобайл — основа бизнеса, достигла $544 млрд", — отметил директор App Annie в Европе Пол Барнс.

Монополия Facebook

В глобальных рейтингах по числу активных пользователей и загрузок топ-10 между собой поделили американские и китайские компании. Так, в рейтинге ежемесячных активных пользователей по итогам года лидирует экосистема Facebook (первая тройка — WhatsApp, Facebook, FB Messenger, пятое место — Instagram), четвертый — WeChat, и далее в топ-10 все приложения из Китая (TikTok, Alipay, QQ, Taobao Baidu).

По числу загрузок в тройке снова FB Messenger, Facebook, WhatsApp, TikTok обошел Instagram в топ-5, далее в рейтинге SHAREit, Likee, Snapchat, Netflix и шведский Spotify. Однако глобальный рейтинг потребительских трат выглядит иначе: Tinder, Netflix, Tencent Video, iQIYI, YouTube, Pandora Music, LINE, LINE Manga, Youku и Google One.

Как отмечают аналитики App Annie, в соцсетях пользователи проводят больше половины времени, проведенного на мобильном телефоне, однако граница между общением и развлечением стирается, что наглядно демонстрируют Snapchat и TikTok.

Еще одним мировым трендом аналитики называют смещение спроса на приложения доставки еды: во всем мире за пределами Китая количество сессий в приложениях категории Food and Drink выросло на 240% с 2017 по 2019 год и на 105% в годовом исчислении.

Также внимание аналитиков привлекло общее время, проведенное пользователями в TikTok, которое выросло на 210% в годовом исчислении. 8 из каждых 10 минут, проведенных в TikTok в 2019 году, приходилось на пользователей в Китае, но этот сервис стремительно набирает популярность и на других рынках.

Время для своих

В России в рейтингах загрузок и времени на приложение говорить о монополии Facebook не приходится. И если в топ-10 загрузок только четыре сервиса из России (топ-10: WhatsApp, Sberbank Online, VK, Instagram, TikTok Telegram, Avito, Viber, Likee, Yandex.Browser), то в рейтинге по количеству проведенного времени — восемь отечественных приложений (VK, Boom, ivi.ru, Яндекс.Музыка, Ok.ru, Read!, Tinder, "THT-Premier", Okko Movies, Badoo).

Популярность российских сервисов заметна и по отдельным категориям. Так, среди финансовых приложений больше всего скачиваний у платежного сервиса Google Pay, за ним следуют "Налоги ФЛ", "Тинькофф", Sovcombank и Pochta Bank. Больше всего времени среди шопинг-приложений в 2019 году россияне проводили в Avito, которое опередило AliExpress, Wildberries, OZON.ru и Russian Post.

В категории развлечений первое место по потраченному времени занял видеоплеер MX Player, на втором — ведущий видеостриминговый сервис Twitch, третий — российский онлайн-кинотеатр ivi.ru, а MegaFon.TV и YouTube Kids замыкают пятерку. Лидером по количеству скачиваний среди мобильных игр стала Color Bump 3D, на втором месте Brawl Stars, на третьем — Run Race 3D. При этом больше всего денег пользователи потратили в Game of Sultans.

В числе заметных тенденций для пользователей приложений в России аналитики отмечают существенный рост доли приложений в категории "еда" — на 224% в 2019-м по сравнению с 2018 годом. TikTok и в России завоевывает пользователей: всего за 1 год россияне стали проводить в приложении на 860% больше времени — 55 млн часов.

Утилиты и e-commerce

По подсчетам аналитиков агентства "Рустелеком", темпы роста трат на рынке мобильных приложений составили в 2019 году около 40% год к году. Это объясняется прежде всего мобилизацией и обновлением парка смартфонов, которые позволяют работать с различными сервисами и играми. "Основную кассу делают бизнес-приложения и видеоигры. На российском рынке около 40% дохода приносят игры, но это почти исключительно иностранные компании. В том числе Playrix, который был вынужден переехать из Вологды в Дублин. Бизнес-приложения — это утилиты для разработчиков и IT-поддержки", — поясняет глава агентства Юрий Брюквин.

Ключевой тенденцией можно назвать появление разноплановых, в том числе и узкосегментированных приложений, добавляет основатель сервиса CitiLife Михаил Ковшов. Однако основная потребность все-таки заключается в общении, и общении оперативном: подтверждение тому — количество пользователей WhatsApp, отмечает он.

Траты в приложениях растут прежде всего из-за увеличения объемов рынка e-commerce, который сейчас оценивают в 2,9 млрд в России, уверена Алла Савченко, руководитель департамента развития продуктов "Яндекс.Денег". Также уже несколько лет этот процесс сопровождает уход из десктопа в мобильный интернет: компании пошли дальше создания сайтов, в сторону создания мобильных приложений. Кроме того, по словам Савченко, особенно быстро растет рынок доставки еды: за последний год объем увеличился в 2 раза. Но это видно и в других областях: магазины, онлайн-кинотеатры, игры стремятся в смартфоны пользователей.

Представитель онлайн-магазина AliExpress Russia согласен с тем, что основной объем трат приходится на мобильную коммерцию. "Во взрослую жизнь вступает аудитория, которая привыкла потреблять контент и делать покупки только с мобильного телефона, поэтому доля покупок через приложения будет только расти. Например, у AliExpress доля таких заказов больше 60%", — добавляют в компании.

Одно ли окно

По словам представителя AliExpress, следующим трендом может стать social e-com — интеграция социальной составляющей и шопинга. "Первым опытом становится запуск функционала покупок товаров с AliExpress внутри приложения "ВКонтакте", а следующий шаг — создание суперприложения, которое объединит в себе сразу несколько возможностей", — говорит он.

Закрепиться в топе и получить значимую долю сейчас может только суперапп от лидеров рынка, им проще это сделать, увеличив функционал в своих приложениях, которые уже и так достаточно популярны, соглашается представитель "Яндекс.Денег" "Но даже в этом случае движение в сторону супераппа станет экспериментом и проверкой востребованности такого решения", — отмечает Алла Савченко.

Будут ли в России "супераппы" - очень сложно предсказать, поскольку новые суперпопулярные приложения могут появиться из ниоткуда в течение 1-2 месяцев, а затем исчезнуть с той же скоростью, это очень неопределенная среда, подчеркивает Алексей Федоров, глава представительства Avast в России и СНГ.

Однако глава "Рустелекома" более категоричен: в России идея супераппов несостоятельна в силу специфики модели потребления. "Этот самолет не взлетит — очень сложно изменить привычки потребителей, так, WhatsApp остается самым популярным мессенджером в России, хоть и значительно уступает тому же Telegram по функционалу. Кроме того, для идеи "все в одном" все компоненты должны работать безукоризненно. Так, в Китае можно заказать через WeChat доставку чашки кофе. В России это невозможно пока даже в мегаполисах", — поясняет Брюквин.

Впрочем, представитель Ozon уверен в обратном – вероятность появления на рынке нового суперприложения очень высока, но вряд ли это будет новый стартап-выскочка. "У компаний, уже имеющих собственную экосистему сервисов и крупную пользовательскую базу, больше возможностей как для запуска новых продуктов в рамках приложения, так и для привлечения партнеров. При этом не имеет значения основной профиль бизнеса, гораздо важнее удобная реализация функционала", - говорит Евгений Ширинкин, директор по продукту Ozon.

По его мнению, именно появление "супераппов" - основная тенденция в развитии сервисов, а рост расходов в приложениях уже следствие появления все большего количества сервисов с единой точкой входа. "В последние несколько лет мы активно развиваем новые услуги в рамках приложений Ozon и Ozon.Travel и считаем создание экосистемы на базе существующей платформы приоритетным направлением", - добавляет он

Насколько будут популярны "суперапы" в России станет понятно только после запуска таких сервисов игроками с самой больщой аудиторией пользователей, Mail.ru Group, "Яндекс", Сбербанк. При этом стоит помнить, что каждый пятый взрослый житель страны (20,2%) — а это более 24 млн человек — по-прежнему не пользуется интернетом. Об этом говорилось в исследовании "GfK Россия". Так, 48,4% тех, кто не пользуется интернетом, говорят, что это их не интересует либо у них нет необходимости в его использовании: в 2018 году такой ответ дали почти 55% респондентов всероссийского опроса. Не умеют пользоваться интернетом 35,7% "неподключенных" участников опроса.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама