"Еда, TikTok и 2,5 часа в день": россияне впервые потратили на мобильные приложения $1 млрд

Коллаж: Алена Марченко, фото: Vostock-photo

Россияне впервые потратили на мобильные приложения больше $1 млрд за год. При этом отечественные продукты не уступают иностранным конкурентам место в рейтингах. Участники рынка обещают рост на e-commerce, но в супераппы не верят.

Россияне по итогам 2019 года впервые потратили на мобильные приложения больше $1 млрд, увеличив за 3 года свои расходы на 155%, следует из доклада компании App Annie. По числу загрузок Россия занимает шестое место в мире.
Самым популярным приложением в стране оказался мессенджер WhatsApp. В числе знаковых тенденций — в России существенно выросла доля приложений в категории "еда" (на 224% в 2019-м по сравнению с 2018 годом) и начал резко набирать популярность сервис коротких видео TikTok. Участники рынка и аналитики прогнозируют дальнейший рост трат за счет e-commerce и рост популярности специализированных сервисов, однако в успехе суперприложений в России сомневаются.
В прошлом году пользователи со всего мира загрузили мобильные приложения 204 млрд раз, что почти вдвое (на 46%) больше результатов 2016 года. В первую пятерку вошли Китай, Индия, США, Бразилия и Индонезия. Россия в топ-5 не попала, оказавшись лишь шестой (более 5 млрд загрузок, на 35% больше показателей 2016 года).
Общее время, которое россияне тратят на мобильные приложения, в прошлом году выросло после падения в 2018 году: в 2017-м оно составляло 2,3 часа в день, в 2018-м — 1,9 часа, в 2019-м — 2,5 часа (учитывались данные только с устройств на Android). По времени в приложениях Россия разместилась в конце первой десятки (девятое место), лидируют Индонезия, Китай и Бразилия. Самые большие темпы роста — Франция, Индия, Канада, в среднем за последние 2 года пользователи в мире на 35% увеличили время, которое они тратят на мобильные сервисы.
Траты россиян на мобильные приложения, подписки и опции в годовом выражении выросли на 40%, до $1,06 млрд. При этом по темпам роста расходов россияне вдвое опережают пользователей в среднем по миру. Всего за минувший год на мобильные сервисы в мире потратили $120 млрд, что на 20% больше показателей 2018 года.
Основная часть расходов пользователей на приложения в мире приходится на мобильные игры — 72%, или $86 млрд, и к 2020 году эта цифра превысит $100 млрд, уверены в App Annie. В целом в 2019 году на мобильные игры пользователи потратили на 25% больше, чем на все остальные виды игр, вместе взятые. Аналитики также прогнозируют, что расходы компаний на рекламу в 2020-м достигнут рекордной отметки $240 млрд, что на 26% больше результатов 2019 года.
"Мы видим, что бизнесы, делающие ставку на мобайл, добиваются больших успехов и, значит, доходов. Три крупнейших IPO 2019 года совершили компании, для которых мобильная составляющая бизнеса — ключевая. В сумме по итогам года оценка компаний, для которых мобайл — основа бизнеса, достигла $544 млрд", — отметил директор App Annie в Европе Пол Барнс.

Монополия Facebook

В глобальных рейтингах по числу активных пользователей и загрузок топ-10 между собой поделили американские и китайские компании. Так, в рейтинге ежемесячных активных пользователей по итогам года лидирует экосистема Facebook (первая тройка — WhatsApp, Facebook, FB Messenger, пятое место — Instagram), четвертый — WeChat, и далее в топ-10 все приложения из Китая (TikTok, Alipay, QQ, Taobao Baidu).
По числу загрузок в тройке снова FB Messenger, Facebook, WhatsApp, TikTok обошел Instagram в топ-5, далее в рейтинге SHAREit, Likee, Snapchat, Netflix и шведский Spotify. Однако глобальный рейтинг потребительских трат выглядит иначе: Tinder, Netflix, Tencent Video, iQIYI, YouTube, Pandora Music, LINE, LINE Manga, Youku и Google One.
Как отмечают аналитики App Annie, в соцсетях пользователи проводят больше половины времени, проведенного на мобильном телефоне, однако граница между общением и развлечением стирается, что наглядно демонстрируют Snapchat и TikTok.
Еще одним мировым трендом аналитики называют смещение спроса на приложения доставки еды: во всем мире за пределами Китая количество сессий в приложениях категории Food and Drink выросло на 240% с 2017 по 2019 год и на 105% в годовом исчислении.
Также внимание аналитиков привлекло общее время, проведенное пользователями в TikTok, которое выросло на 210% в годовом исчислении. 8 из каждых 10 минут, проведенных в TikTok в 2019 году, приходилось на пользователей в Китае, но этот сервис стремительно набирает популярность и на других рынках.

Время для своих

В России в рейтингах загрузок и времени на приложение говорить о монополии Facebook не приходится. И если в топ-10 загрузок только четыре сервиса из России (топ-10: WhatsApp, Sberbank Online, VK, Instagram, TikTok Telegram, Avito, Viber, Likee, Yandex.Browser), то в рейтинге по количеству проведенного времени — восемь отечественных приложений (VK, Boom, ivi.ru, Яндекс.Музыка, Ok.ru, Read!, Tinder, "THT-Premier", Okko Movies, Badoo).
Популярность российских сервисов заметна и по отдельным категориям. Так, среди финансовых приложений больше всего скачиваний у платежного сервиса Google Pay, за ним следуют "Налоги ФЛ", "Тинькофф", Sovcombank и Pochta Bank. Больше всего времени среди шопинг-приложений в 2019 году россияне проводили в Avito, которое опередило AliExpress, Wildberries, OZON.ru и Russian Post.
В категории развлечений первое место по потраченному времени занял видеоплеер MX Player, на втором — ведущий видеостриминговый сервис Twitch, третий — российский онлайн-кинотеатр ivi.ru, а MegaFon.TV и YouTube Kids замыкают пятерку. Лидером по количеству скачиваний среди мобильных игр стала Color Bump 3D, на втором месте Brawl Stars, на третьем — Run Race 3D. При этом больше всего денег пользователи потратили в Game of Sultans.
В числе заметных тенденций для пользователей приложений в России аналитики отмечают существенный рост доли приложений в категории "еда" — на 224% в 2019-м по сравнению с 2018 годом. TikTok и в России завоевывает пользователей: всего за 1 год россияне стали проводить в приложении на 860% больше времени — 55 млн часов.

Утилиты и e-commerce

По подсчетам аналитиков агентства "Рустелеком", темпы роста трат на рынке мобильных приложений составили в 2019 году около 40% год к году. Это объясняется прежде всего мобилизацией и обновлением парка смартфонов, которые позволяют работать с различными сервисами и играми. "Основную кассу делают бизнес-приложения и видеоигры. На российском рынке около 40% дохода приносят игры, но это почти исключительно иностранные компании. В том числе Playrix, который был вынужден переехать из Вологды в Дублин. Бизнес-приложения — это утилиты для разработчиков и IT-поддержки", — поясняет глава агентства Юрий Брюквин.
Ключевой тенденцией можно назвать появление разноплановых, в том числе и узкосегментированных приложений, добавляет основатель сервиса CitiLife Михаил Ковшов. Однако основная потребность все-таки заключается в общении, и общении оперативном: подтверждение тому — количество пользователей WhatsApp, отмечает он.
Траты в приложениях растут прежде всего из-за увеличения объемов рынка e-commerce, который сейчас оценивают в 2,9 млрд в России, уверена Алла Савченко, руководитель департамента развития продуктов "Яндекс.Денег". Также уже несколько лет этот процесс сопровождает уход из десктопа в мобильный интернет: компании пошли дальше создания сайтов, в сторону создания мобильных приложений. Кроме того, по словам Савченко, особенно быстро растет рынок доставки еды: за последний год объем увеличился в 2 раза. Но это видно и в других областях: магазины, онлайн-кинотеатры, игры стремятся в смартфоны пользователей.
Представитель онлайн-магазина AliExpress Russia согласен с тем, что основной объем трат приходится на мобильную коммерцию. "Во взрослую жизнь вступает аудитория, которая привыкла потреблять контент и делать покупки только с мобильного телефона, поэтому доля покупок через приложения будет только расти. Например, у AliExpress доля таких заказов больше 60%", — добавляют в компании.

Одно ли окно

По словам представителя AliExpress, следующим трендом может стать social e-com — интеграция социальной составляющей и шопинга. "Первым опытом становится запуск функционала покупок товаров с AliExpress внутри приложения "ВКонтакте", а следующий шаг — создание суперприложения, которое объединит в себе сразу несколько возможностей", — говорит он.
Закрепиться в топе и получить значимую долю сейчас может только суперапп от лидеров рынка, им проще это сделать, увеличив функционал в своих приложениях, которые уже и так достаточно популярны, соглашается представитель "Яндекс.Денег" "Но даже в этом случае движение в сторону супераппа станет экспериментом и проверкой востребованности такого решения", — отмечает Алла Савченко.
Будут ли в России "супераппы" - очень сложно предсказать, поскольку новые суперпопулярные приложения могут появиться из ниоткуда в течение 1-2 месяцев, а затем исчезнуть с той же скоростью, это очень неопределенная среда, подчеркивает Алексей Федоров, глава представительства Avast в России и СНГ.
Однако глава "Рустелекома" более категоричен: в России идея супераппов несостоятельна в силу специфики модели потребления. "Этот самолет не взлетит — очень сложно изменить привычки потребителей, так, WhatsApp остается самым популярным мессенджером в России, хоть и значительно уступает тому же Telegram по функционалу. Кроме того, для идеи "все в одном" все компоненты должны работать безукоризненно. Так, в Китае можно заказать через WeChat доставку чашки кофе. В России это невозможно пока даже в мегаполисах", — поясняет Брюквин.
Впрочем, представитель Ozon уверен в обратном – вероятность появления на рынке нового суперприложения очень высока, но вряд ли это будет новый стартап-выскочка. "У компаний, уже имеющих собственную экосистему сервисов и крупную пользовательскую базу, больше возможностей как для запуска новых продуктов в рамках приложения, так и для привлечения партнеров. При этом не имеет значения основной профиль бизнеса, гораздо важнее удобная реализация функционала", - говорит Евгений Ширинкин, директор по продукту Ozon.
По его мнению, именно появление "супераппов" - основная тенденция в развитии сервисов, а рост расходов в приложениях уже следствие появления все большего количества сервисов с единой точкой входа. "В последние несколько лет мы активно развиваем новые услуги в рамках приложений Ozon и Ozon.Travel и считаем создание экосистемы на базе существующей платформы приоритетным направлением", - добавляет он
Насколько будут популярны "суперапы" в России станет понятно только после запуска таких сервисов игроками с самой больщой аудиторией пользователей, Mail.ru Group, "Яндекс", Сбербанк. При этом стоит помнить, что каждый пятый взрослый житель страны (20,2%) — а это более 24 млн человек — по-прежнему не пользуется интернетом. Об этом говорилось в исследовании "GfK Россия". Так, 48,4% тех, кто не пользуется интернетом, говорят, что это их не интересует либо у них нет необходимости в его использовании: в 2018 году такой ответ дали почти 55% респондентов всероссийского опроса. Не умеют пользоваться интернетом 35,7% "неподключенных" участников опроса.