Просто, как обанкротиться Правительство страны, законодатели и контролирующие органы весь 2019–й успешно обеспечивали юридическое сообщество работой. В следующем году их усилия в этом направлении, скорее всего, только возрастут.

 

По–прежнему одной из наиболее актуальных тем остаются банкротства. А основная тенденция года — борьба с контролируемыми банкротствами.
"Мы все еще помним те времена, когда суды включали в реестр требования, основанные на одних лишь приходно–кассовых ордерах, подписанных директором. Вопросы аффилированности кредиторов и должника никого не волновали. Эти кредиторы по приходникам выбирали управляющих", — говорит руководитель группы антикризисного управления и банкротства "Дювернуа Лигал" Карина Епифанцева.
Сейчас практика в корне поменялась: аффилированных кредиторов лишили права заявлять кандидатуру управляющего, повсеместно используется метод их случайной выборки.
Евгений Гурченко, советник адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", называет ключевой тенденцией этой практики лавинообразный рост дел о субсидиарной ответственности: "Мы являемся свидетелями одного из самых крупных разворотов в судебной практике за многие годы. Как результат — растет количество дел о привлечении к ответственности, порядок привлечения упрощается, круг лиц расширяется, суды все чаще занимают довольно жесткую позицию к любым лицам, которые могут рассматриваться как контролирующие должника".
Нередко параллельно с банкротствами развиваются уголовные дела, подведомственные судам общей юрисдикции (СОЮ). Натэла Пономарева, управляющий партнер адвокатского бюро "Натэла Пономарева и партнеры", выделяет несколько значимых новшеств. "Введение в системе СОЮ по аналогии с арбитражными системы апелляционных и кассационных судов — "процессуальная революция" (существенное изменение формальных процедур и требований к участникам процесса), которая одномоментно изменила привычный порядок действий юристов и адвокатов, от обращения в суд до представления доказательств в процессе. Приветствую обязание следствия доказывать суду "эффективность расследования", пока обвиняемый находится под стражей. На практике это привело уже в этом году к увеличению числа отказов в продлении сроков ареста", — отмечает она.
По оценке старшего юриста Юридической конторы Гессена Георгия Мелкова, к основным трендам в области интеллектуальной собственности можно отнести борьбу со злоупотреблениями исключительным правом (к примеру, когда предприниматель пытается запретить использование товарного знака своему компаньону, с которым они вместе создавали и продвигали бренд). "Давно назрела потребность в регулировании долевого владения исключительными правами. Именно этому посвящен законопроект Минобрнауки, который, скорее всего, будет принят в ближайшем будущем", — отмечает Георгий Мелков.
Владлена Варшавская, старший партнер юридической компании "Варшавский и партнеры", говорит, что изменения в налоговом праве в 2020 году будут весомые и коснутся администрирования, мониторинга, налогов и квазиналогов. К примеру, создание единой информационной среды налоговых и таможенных органов или особое внимание ФНС к повышению собираемости зарплатных налогов (НДФЛ, страховые взносы). "Стоит отметить серьезное изменение в части НДФЛ, связанное с тем, что список доходов, которые не облагаются налогом, станет исчерпывающим. Соответственно, многим компаниям необходимо будет пересмотреть свою налоговую политику. В ином случае у налогоплательщика возникнут существенные разногласия с ФНС. Более того, при выплате доходов за рубеж нужно учитывать положения новой международной конвенции по ограничению в применении льгот", — говорит Владлена Варшавская.
Поводов к судебным спорам между бизнесом и государством станет, безусловно, больше. Вместе с тем, прогнозирует Владлена Варшавская, основное поле битвы с фискалами постепенно переносится из зала суда на территорию налогового органа в формат досудебного порядка урегулирования разногласий.